Методические рекомендации разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения их деятельности по развитию познавательных учебных действий обучающихся при обучении написанию сочинений по литературе.
В методических рекомендациях анализируются типичные затруднения учащихся, возникающие при написании сочинений, рассматриваются особенности работы по обучению написанию итогового сочинения и сочинения на ОГЭ, ЕГЭ по литературе. Особое внимание уделяется приемам формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при обучении написанию сочинения, ориентирующего на раскрытие темы-проблемы (частной проблемы, общей проблемы, сквозной темы/проблемы). Анализируются приемы формирования умений формулировать основной тезис сочинения, подбирать вспомогательные тезисы, доводы и примеры в соответствии с заданной темой сочинения, умений систематизировать информацию, делать выводы. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителей. Даются примеры работы по обучению написанию сочинений на конкретные темы.
Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.
Методические рекомендации «Система работы с текстоориентированными заданиями всероссийских проверочных работ по русскому языку» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по достижению планируемых результатов обновленных ФГОС общего образования.
В методических рекомендациях рассматриваются тектоориентированные сквозные задания, выполнение которых связано с навыками смыслового чтения, а также задания, ориентированные на создание собственного текста. Показана преемственность в выполнении этих заданий в проекции на разные этапы обучения, связь их с соответствующими заданиями государственной итоговой аттестации. Рассматриваются основные затруднения, возникающие при выполнении заданий всероссийских проверочных работ в различных группах обучающихся, методические приемы преодоления предметных и метапредметных затруднений обучающихся. Предлагаются тренировочные задания и примеры их выполнения с комментариями для учителя.
Методические рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка, в том числе и при использования дополнительного дидактического материала для проведения уроков, факультативов и элективных курсов по русскому языку.
Сборник материалов содержит статьи участников Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии», которая состоялась 27–28 апреля 2023 года в Институте развития образования Свердловской области.
Публикуемые материалы отражают широкий спектр вопросов: определение научно-методических подходов к созданию развивающей речевой среды, значимость межпредметных интеграционных проектов и внеурочной деятельности в образовательной организации, организация мониторинга и др.
Сборник материалов может быть полезен учителям русского языка и литературы, педагогам дошкольных образовательных организаций, учителям начальной школы, работникам библиотек, методистам, всем, кто занимается решением проблемы создания, развивающей речевой среды.
Методические рекомендации «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по достижению предметных результатов и развитию универсальных учебных действий, востребованных при выполнении учащимися заданий ЕГЭ по русскому языку.
В методических рекомендациях рассматриваются приемы формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при работе с заданиями, требующими краткого ответа. Также рассматриваются приемы формирования умений работы с текстом при выполнении задания, требующего развернутого ответа: умение определять проблему и позицию автора текста, выделять приемы, используемые автором для подтверждения своей позиции, и умение обосновывать свое мнение, оценивать и редактировать написанные сочинения. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителя. Даются примеры выполнения этих заданий.
Методические рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по русскому языку.
Методические рекомендации «Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на литературную тему» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по развитию познавательных учебных действий, востребованных при написании сочинений по литературе.
В методических рекомендациях анализируются типичные затруднения учащихся, возникающие при написании сочинений, рассматриваются особенности работы по обучению написанию сочинений разных типов. Особое внимание уделяется приемам формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при обучении написанию сочинения-характеристики художественного образа и сочинения литературоведческого характера. Анализируются приемы формирования умений формулировать основной тезис сочинения, подбирать вспомогательные тезисы, доводы и примеры в соответствии с заданной темой сочинения, умений систематизировать информацию, делать выводы. Предлагаются теоретические материалы для учителей, практические задания для учащихся с пояснениями для учителей. Даются примеры работы по обучению написанию сочинений на конкретные темы.
Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также могут использоваться учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.
Учебно-методические материалы «Формирование навыка сопоставительного анализа при подготовке к ЕГЭ по литературе» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по развитию сопоставительных умений обучающихся, необходимых при работе с текстом на каждом уроке и при подготовке к ЕГЭ по литературе.
В учебно-методических материалах рассматривается значимость обучения сопоставительному анализу в формировании универсальных учебных познавательных действий, дается характеристика заданий сопоставительного характера ЕГЭ по литературе, предлагаются приемы формирования умения понимать вопрос и отвечать на него в соответствии с заданными аспектами сопоставительного анализа. Основное внимание в методических материалах уделяется приемам организации учебной деятельности, развивающей умение определять позиции сопоставления при выполнении заданий ЕГЭ по литературе. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителя. Даются примеры выполнения этих заданий.
Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.
+7 (343) 369-29-86
620066, г. Екатеринбург,
Академическая, 16
Вы можете оставить мнение о нашей организации.
Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/417464
Перейдя по ссылке, Вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности:
© ГАОУ ДПО Свердловской области «Институт развития образования»