Методические материалы кафедры филологического образования

Пособия по сопровождению  иностранных граждан и лиц с миграционной историей

Методические рекомендации «Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения, ориентированного на раскрытие темы-проблемы»

Прочитать/скачать пособие

Методические рекомендации разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения их деятельности по развитию познавательных учебных действий обучающихся при обучении написанию сочинений по литературе.

В методических рекомендациях анализируются типичные затруднения учащихся, возникающие при написании сочинений, рассматриваются особенности работы по обучению написанию итогового сочинения и сочинения на ОГЭ, ЕГЭ по литературе. Особое внимание уделяется приемам формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при обучении написанию сочинения, ориентирующего на раскрытие темы-проблемы (частной проблемы, общей проблемы, сквозной темы/проблемы). Анализируются приемы формирования умений формулировать основной тезис сочинения, подбирать вспомогательные тезисы, доводы и примеры в соответствии с заданной темой сочинения, умений систематизировать информацию, делать выводы. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителей. Даются примеры работы по обучению написанию сочинений на конкретные темы.

Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.


Методические рекомендации «Система работы с текстоориентированными заданиями Всероссийских проверочных работ по русскому языку»

Прочитать/скачать пособие

Методические рекомендации «Система работы с текстоориентированными заданиями всероссийских проверочных работ по русскому языку» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по достижению планируемых результатов обновленных ФГОС общего образования.

В методических рекомендациях рассматриваются тектоориентированные сквозные задания, выполнение которых связано с навыками смыслового чтения, а также задания, ориентированные на создание собственного текста. Показана преемственность в выполнении этих заданий в проекции на разные этапы обучения, связь их с соответствующими заданиями государственной итоговой аттестации. Рассматриваются основные затруднения, возникающие при выполнении заданий всероссийских проверочных работ в различных группах обучающихся, методические приемы преодоления предметных и метапредметных затруднений обучающихся. Предлагаются тренировочные задания и примеры их выполнения с комментариями для учителя.

Методические рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка, в том числе и при использования дополнительного дидактического материала для проведения уроков, факультативов и элективных курсов по русскому языку.


Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии»

Прочитать/скачать пособие

Сборник материалов содержит статьи участников Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии», которая состоялась 27–28 апреля 2023 года в Институте развития образования Свердловской области.

Публикуемые материалы отражают широкий спектр вопросов: определение научно-методических подходов к созданию развивающей речевой среды, значимость межпредметных интеграционных проектов и внеурочной деятельности в образовательной организации, организация мониторинга и др.

Сборник материалов может быть полезен учителям русского языка и литературы, педагогам дошкольных образовательных организаций, учителям начальной школы, работникам библиотек, методистам, всем, кто занимается решением проблемы создания, развивающей речевой среды.


Методические рекомендации «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися при подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Прочитать/скачать пособие

Методические рекомендации «Достижение предметных, метапредметных и личностных результатов обучающимися при подготовке к ЕГЭ по русскому языку» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по достижению предметных результатов и развитию универсальных учебных действий, востребованных при выполнении учащимися заданий ЕГЭ по русскому языку.

В методических рекомендациях рассматриваются приемы формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при работе с заданиями, требующими краткого ответа. Также рассматриваются приемы формирования умений работы с текстом при выполнении задания, требующего развернутого ответа: умение определять проблему и позицию автора текста, выделять приемы, используемые автором для подтверждения своей позиции, и умение обосновывать свое мнение, оценивать и редактировать написанные сочинения. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителя. Даются примеры выполнения этих заданий.

Методические рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по русскому языку.


Методические рекомендации «Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на литературную тему»

Прочитать/скачать пособие

Методические рекомендации «Формирование познавательных универсальных учебных действий при обучении написанию сочинения на литературную тему» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по развитию познавательных учебных действий, востребованных при написании сочинений по литературе.

В методических рекомендациях анализируются типичные затруднения учащихся, возникающие при написании сочинений, рассматриваются особенности работы по обучению написанию сочинений разных типов. Особое внимание уделяется приемам формирования познавательных учебных действий (логических, исследовательских) при обучении написанию сочинения-характеристики художественного образа и сочинения литературоведческого характера. Анализируются приемы формирования умений формулировать основной тезис сочинения, подбирать вспомогательные тезисы, доводы и примеры в соответствии с заданной темой сочинения, умений систематизировать информацию, делать выводы. Предлагаются теоретические материалы для учителей, практические задания для учащихся с пояснениями для учителей. Даются примеры работы по обучению написанию сочинений на конкретные темы.

Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также могут использоваться учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.


Учебно-методические материалы «Формирование навыка сопоставительного анализа при подготовке к ЕГЭ по литературе»

Прочитать/скачать пособие

Учебно-методические материалы «Формирование навыка сопоставительного анализа при подготовке к ЕГЭ по литературе» разработаны для учителей русского языка и литературы с целью практического и методического сопровождения деятельности по развитию сопоставительных умений обучающихся, необходимых при работе с текстом на каждом уроке и при подготовке к ЕГЭ по литературе.

В учебно-методических материалах рассматривается значимость обучения сопоставительному анализу в формировании универсальных учебных познавательных действий, дается характеристика заданий сопоставительного характера ЕГЭ по литературе, предлагаются приемы формирования умения понимать вопрос и отвечать на него в соответствии с заданными аспектами сопоставительного анализа. Основное внимание в методических материалах уделяется приемам организации учебной деятельности, развивающей умение определять позиции сопоставления при выполнении заданий ЕГЭ по литературе. Предлагаются теоретические материалы для учителей и практические задания для учащихся с пояснениями для учителя. Даются примеры выполнения этих заданий.

Рекомендации могут быть использованы при реализации дополнительных образовательных программ, проводимых кафедрой филологического образования, а также учителями русского языка и литературы как дополнительный материал на уроках и как материал для проведения факультативов и элективных курсов по дисциплинам филологического цикла.


Практические семинары для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «немецкий язык»
13.05.2024 состоялся практический семинар для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «немецкий язык».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в организации учебной деятельности, способствующей развитию коммуникативных навыков обучающихся на немецком языке.
Задачи:
  1. Проанализировать учебные затруднения обучающихся по немецкому языку, выявляемые при проведении процедур внешнего оценивания и дать рекомендации по организации учебной деятельности.
  2. Проанализировать практические приемы формирования навыков чтения, аудирования и говорения, а также лексико-грамматических навыков у обучающихся.
Участники: учителя немецкого языка.
Ведущий семинара – Брагина Ксения Юрьевна,учитель немецкого язык, МАОУ - СОШ № 91, г. Екатеринбург.
Посмотреть запись семинара можно здесь (7 класс) и здесь (11 класс).

Практические семинары для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «французский язык»
15.04.2024 состоялся практический семинар для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «французский язык».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в организации учебной деятельности, способствующей развитию коммуникативных навыков обучающихся на французском языке.
Задачи:
  1. Проанализировать учебные затруднения обучающихся по французскому языку, выявляемые при проведении процедур внешнего оценивания и дать рекомендации по организации учебной деятельности.
  2. Проанализировать практические приемы формирования навыков чтения, аудирования и говорения, а также лексико-грамматических навыков у обучающихся.
Участники: учителя французского языка.
Ведущий семинара – Мысик Мария Сергеевна, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Практические семинары для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «английский язык»
01.04.2024 состоялся практический семинар для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «английский язык».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций в организации учебной деятельности, способствующей развитию коммуникативных навыков обучающихся на английском языке.
Задачи:
  1. Проанализировать учебные затруднения обучающихся по английскому языку, выявляемые при проведении процедур внешнего оценивания и дать рекомендации по организации учебной деятельности.
  2. Проанализировать практические приемы формирования навыков чтения, аудирования и говорения, а также лексико-грамматических навыков у обучающихся.
Участники: учителя английского языка.
Ведущий семинара – Машарова Ирина Сергеевна, учитель английского языка, МАОУ Лицей № 109, г. Екатеринбург.
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Семинар «Система работы по формированию функциональной (читательской) грамотности в соответствии с требованиями ФГОС»
01.03.2024 и 03.05.2024 состоялся семинар «Система работы по формированию функциональной (читательской) грамотности в соответствии с требованиями ФГОС».
Цель: внедрение и совершенствование приёмов формирования функциональной грамотности на уроках русского языка.
Задачи:
  1. Познакомить учителей с возможностями использования сопоставления и трансформации для формирования и развития функциональной грамотности.
  2. Показать эффективность приёмов на примере работы с дидактическими материалами современного формата ВПР.
Участники: учителя русского языка и литературы.
Ведущие семинара – Зернова Наталья Рудольфовна, преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», Смирнова Наталья Леонидовна, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Семинар «Система работы на уроках русского языка и литературы по реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО»
27.03.2024 и 15.05.2024 состоялся семинар «Система работы на уроках русского языка и литературы по реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО».
Цель: совершенствование профессиональных компетенций педагогов в вопросах использования методологии системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы в условиях реализации обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО.
Задачи:
  1. Сформировать представления об использовании системно-деятельностного подхода на уроках русского языка и литературы.
  2. Познакомить с методами и приемами работы с текстом на уроках русского языка и литературы.
Участники: учителя русского языка и литературы.
Ведущие семинара – Перевалова Ольга Андреевна, доцент кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», Зернова Наталья Рудольфовна, преподаватель кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Практические семинары для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «литература»
19.03.2024 года состоялся практический семинар для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «литература».
Цель:совершенствование профессиональных компетенций в организации учебной деятельности, способствующей развитию аналитических умений обучающихся при работе с эпизодом.
Задачи:
  • проанализировать учебные затруднения обучающихся по литературе, выявляемые при проведении процедур внешнего оценивания и дать рекомендации по организации учебной деятельности;
  • проанализировать значимость работы с эпизодом в формировании читательской грамотности.
Участники: учителя русского языка и литературы.
Ведущий семинара – Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Практические семинары для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «русский язык»
22.02.2024 года состоялся практический семинар для учителей по выявленным учебным затруднениям: учебный предмет «русский язык».
Цель проведения семинара: выявить учебные затруднения обучающихся по русскому языку на разных этапах обучения.
Задачи:
  • проанализировать учебные затруднения обучающихся по русскому языку, выявляемые при выполнении заданий ВПР;
  • проанализировать учебные затруднения обучающихся по русскому языку, выявляемые при выполнении заданий ЕГЭ.
Участники: учителя русского языка и литературы.
Ведущий семинара – Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».
Посмотреть запись семинара можно здесь.

Сборник лучших практик по формированию читательской грамотности обучающихся
По результатам проведённого в 2023 году фестиваля «Открывая книгу - открываем мир», кафедрой филологического образования ИРО Свердловской области подготовлен  Сборник лучших практик по формированию читательской грамотности обучающихся.
Материалы, представленные в сборнике, позволяют познакомиться с успешными практиками актуализации интереса школьников к чтению. Данные методические рекомендации помогут педагогам выстроить систему работы по формированию читательской грамотности обучающихся не только на уроках русского языка и литературы, но и на уроках других учебных дисциплин. В своих методических разработках учителя представляют приемы развития читательских умений разных компетентностных областей: умений находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать ее, оценивать и соотносить сообщение текста с внетекстовой информацией, использовать информацию текста для решения практических задач. Также материалы сборника позволяют познакомиться с научно-методическими подходами к развитию читательской грамотности и с системой работы образовательных организаций, способствующей формированию читательских компетенций школьников и дошкольников.
Материалы, представленные в сборнике, носят методический характер и могут быть использованы преподавателями при реализации дополнительных образовательных программ кафедры филологического образования, а также учителями русского языка, литературы и других учебных дисциплин в качестве дополнительных материалов при подготовке к урокам и занятиям внеурочной деятельности.

Практико-ориентированный семинар «ГИА-2024 по русскому языку: особенности содержания и рекомендации от разработчиков КИМ»
2 февраля 2024 г. в МАОУ гимназии № 2 г. Екатеринбурга ГАОУ ДПО СО «ИРО» совместно с ООО «Издательство «Экзамен» (г. Москва) был проведён практико-ориентированный семинар по теме: «ГИА-2024 по русскому языку: особенности содержания и рекомендации от разработчиков КИМ». Спикером семинара выступил Роман Анатольевич Дощинский, кандидат педагогических наук, руководитель комиссии по разработке КИМ ГИА по русскому языку (ФИПИ, г. Москва).
В рамках семинара обсуждались следующих вопросов:
  1. Рассмотрение требований к предметным, метапредметным результатам обучающихся в рамках проведения ОГЭ/ЕГЭ по русскому языку.
  2. Выявление алгоритмов выполнения разных типов заданий из 2 части КИМ ОГЭ.
  3. Обсуждение эффективных приёмов подготовки обучающихся к выполнению заданий, вызвавших наибольшие затруднения по русскому языку.
  4. Способы преодоления типичных ошибок при написании изложения и сочинения на экзамене.
Предлагаем ознакомиться с материалами семинара.

Контакты

Факс

+7 (343) 369-29-86

Адрес

620066, г. Екатеринбург,
Академическая, 16

Вы можете оставить мнение о нашей организации.
Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности наведите камеру Вашего телефона и отсканируйте QR-код.
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/417464

qr-code

Перейдя по ссылке, Вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности:

  • открытость и доступность информации об организации
  • комфортность условий осуществления образовательной деятельности
  • доброжелательность, вежливость работников
  • удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности
  • доступность образовательной деятельности для инвалидов оставить отзыв.