Февральский «Вектор образования ИРО»: обновленные ФГОС СОО и «Педагогическая зоркость»

02.03.2023

Разговором о реализации ФГОС среднего общего образования, которая начнется с 1 сентября 2023 года, открылся февральский выпуск информационного вебинара «Вектор образования ИРО». Он вышел в эфир в последний день календарной зимы – 28 февраля.

В марте-мае 2023 года, напомнила проректор ИРО Оксана Трофимова, в Свердловской области пройдет мониторинг готовности школ к введению обновленного стандарта. На втором его этапе, в сентябре-ноябре, будет оцениваться уже непосредственно реализация ФГОС.

На региональном уровне, отметила Оксана Трофимова, спроектирована дорожная карта введения обновленных стандартов, которая помогает проанализировать и разработать необходимые действия как на муниципальном, так и на институциональном уровне. Ознакомиться с ней можно на сайте Министерства образования и молодежной политики Свердловской области и сайте «Педсовет66».

С марта ИРО по лицензионному соглашению с Академией Минпросвещения России начнет обучать педагогов Свердловской области по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации «Реализация требований обновленного ФГОС среднего общего образования в работе учителя». Подобную программу Институт разработал и для руководителей. Она включает в том числе актуальный вопрос разработки основной образовательной программы на основе федеральной образовательной программы среднего общего образования.

О взаимодействии Института с образовательными организациями, но уже в рамках проекта «Школа Минпросвещения России», рассказала директор Нижнетагильского филиала ИРО Инна Жижина. В 2022 году участниками этого проекта стали 27 школ из 14 муниципалитетов области. Благодаря самодиагностике, они смогли выявить свои проблемные зоны в восьми направлениях, а затем составили индивидуальные программы, которые помогут выйти на новый уровень развития.

Почти три сотни педагогов этих школ прошли повышение квалификации по программе «Профессиональное развитие педагога на основе результатов самоанализа профессиональной деятельности». Еще 448 педагогов и руководителей – по программе «Школа Минпросвещения России: новые возможности для повышения качества образования».

В сентябре 2022 года аналогичную самодиагностику по рекомендации Минпросвещения РФ прошли 1040 школ области. На основе ее результатов муниципальные органы управления образования смогли определить дефициты и разработать паспорта инфраструктуры образовательной системы муниципалитета.

– Мы разработали программу развития региональной системы образования, составили интерактивную карту участников проекта «Школа Минпросвещения России», организовали методическую поддержку. На 2023 год запланировано провести комплекс мероприятий, в том числе мониторинг реализации региональной дорожной карты. Все они будут находить свое отражение на всех ежемесячных мероприятиях...

Опытом развития функциональной грамотности педагога как условия успешного формирования функциональной грамотности ученика поделилась замдиректора первоуральского лицея № 21 Нина Сидорова. К работе в этом направлении, отметила она, их подтолкнул ИРО и выпущенный им сборник «Областные контрольные работы». Дав ученикам 10 классов одну из задач, опубликованных в этом сборнике, педагоги лицея обнаружили, что школьники не могут извлечь информацию из представленного текста. То есть не могут понять его – а именно это лежит в основе любого вида функциональной грамотности.

Сначала решили повысить функциональную грамотность учителей. Для этого в лицее организовали годичный семинар о роли лингвистического компонента обучения в реализации ФГОС и в подготовке учащихся к стандартизированным формам контроля. Новым этапом развития стало включение лицея в 2021/2022 году в число региональных команд Свердловской области по формированию и оценке функциональной грамотности в рамках Всероссийского семинара. В перспективе в образовательной организации планируют создать единую систему формирования и оценки результатов образования с учетом специфики заданий внешней экспертизы.

Завуч екатеринбургской гимназии № 161, кандидат психологических наук Ольга Закревская в свою очередь поделилась с коллегами инструментами профилактики суицидального поведения обучающихся. Подробно рассказав о факторах риска развития такого поведения и о его основных особенностях, она представила разработанную лицеем карту «Педагогическая зоркость». Карта включает в себя две большие составляющие: маркеры суицидального поведения обучающихся и порядок действий педагогов и иных работников школ при обнаружении этих маркеров.

Завершился же вебинар разговором об особенностях конкурса «Оруженосцы Командора» в 2023 году. Пройдет он, напомнила завотделом организационно-методического сопровождения педагогов, работающих с одаренными детьми, ИРО Ольга Сереженкова, в третий раз. Стартовав в 2021 году как региональный, уже в 2022 он вышел на уровень всероссийского: свои работы представили школьники и педагоги 10 регионов. Такой же статус конкурс получит и в нынешнем году.

Основным нововведением конкурса станут его номинации. В частности, школьники и студенты смогут представить не только буктрейлеры, сочинения и рисунки, но и «Блогомиры Командора» – авторский цифровой контент. Аналогичная номинация будет предложена педагогам. Кроме того, в рамках конкурса они смогут рассказать об организованных в школах и муниципальных библиотеках выставках о творчестве Владислава Крапивина.

Подробнее о порядке проведения конкурса «Оруженосцы Командора» представители ИРО расскажут на установочном вебинаре. Он запланирован на начало апреля. Опубликована информация будет и на сайте конкурса.

Запись вебинара.