В научно-практической конференции ИРО об историческом просвещении приняли участие представители нескольких регионов


14.05.2025

Далеко за стены Института развития образования Свердловской области распространились 13 мая его актовый зал и аудитории, где ИРО и мультимедийный исторический парк «Россия – моя история» провели научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы исторического просвещения». Благодаря онлайн-формату в ней приняли участие представители сразу нескольких российских регионов.

На пленарном заседании завкафедрой общественно-научных дисциплин ИРО Светлана Токмянина представила структуру, направления и формы исторического просвещения в системе общего образования. Советник при ректорате Ярославского ИРО Наталья Страхова предложила определить, чем являются школьные уроки истории – историческим просвещением или историческим образованием.

Заведующая кафедрой Смоленского ИРО Ирина Сапожникова поделилась опытом выстраивания системы непрерывного профессионального развития педагогических работников в области исторического просвещения. Ее коллега из Тюменского областного государственного института развития регионального образования Юлия Белявская рассказала об особенностях такого просвещения в школьном музее.

На роль Президентской библиотеки в формировании историко-патриотической грамотности школьников обратила внимание и.о. заведующего ее региональным центром Марианна Поникаровская. Выступление Юрия Пыльцына, первого заместителя директора парка «Россия – моя история. Свердловская область» по научно-методической деятельности, в свою очередь было посвящено интеграции содержания экспозиции «Спасти и вернуть. Медицинский фронт Великой Победы» в программу средней школы.

После этого работу НПК продолжили пять тематических секций. На первой из них говорили о формах и методах исторического просвещения в образовательных организациях. Свой опыт здесь представили педагоги Екатеринбурга, Полевского, Среднеуральска, Нижнего Тагила, Смоленска, Твери, Иркутской области. На второй секции, объединившей десять выступлений, речь шла о краеведении и историческом просвещении на уроках географии. В частности, учитель качканарской школы № 2 Александра Уразова представила кабинеты истории и географии как образовательные среды формирования исторической грамотности, а ее коллега Анна Кузнецова и выпускница школы Валерия Вершинина – игру как средство изучения регионального компонента на уроках.

Третью секции организаторы посвятили истории Великой Отечественной войны как направлению исторического просвещения в школе. Ее участникам представили иммерсивные (то есть создающие эффект присутствия) инструменты сохранения исторической памяти, проекты екатеринбургской школы № 200 «Поклонимся великим тем годам», новоуральской школы № 54 «Календарь Победы» и Свердловского областного медицинского колледжа «Аджимушкай, подземная цитадель».

На четвертой секции обсудили значение исторического просвещения для формирования личности гражданина и патриота. Учителя первоуральского лицея № 21 Елена Портнова и Анастасия Торопова и школы № 7 города Заречный Ольга Катаева рассказали соответственно об историческом квесте и исторической картине как инструментах формирования патриотического сознания. Доцент Тверского государственного университета Дмитрий Беговатов – о патриотическом воспитании в деятельности преподавателей исторического факультета.      

Еще одна секция объединила опыт культурно-исторического просвещения на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР. Поделились им представители Свердловской, Иркутской и Смоленской областей.

Видеозапись пленарного заседания


Контакты

Факс

+7 (343) 369-29-86

Адрес

620066, г. Екатеринбург,
Академическая, 16
irro@irro.pro

Вы можете оставить мнение о нашей организации.
Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности, наведите камеру вашего телефона и отсканируйте QR-код.
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/417464

qr-code

Перейдя по ссылке, вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности:

  • открытость и доступность информации об организации,
  • комфортность условий осуществления образовательной деятельности,
  • доброжелательность, вежливость работников,
  • удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности,
  • доступность образовательной деятельности для инвалидов оставить отзыв.