«Помощь была бесхитростной, но оперативной…»

12.01.2023

В 2023 году Институту развития образования Свердловской области исполняется 85 лет. Вплоть до юбилея мы планируем с определенной периодичностью публиковать в информационных ресурсах ИРО небольшие сообщения о фактах его истории. В которой, в свою очередь, проявляется история системы образования Свердловской области и всей России.

В книге «Время и люди», которая вышла в 2007 году к 70-летию Института, заслуженный учитель школы РСФСР Дина Федоровна Колосницына, возглавлявшая его в 1969-1987 годах, начала рассказ об этой истории с 19 века:

«…потребность в методической помощи у учителя была всегда. Но особенно это стало очевидно, когда… наряду с гимназиями и лицеями стали открываться земские и приходские одно- и двухклассные начальные школы, высшие начальные училища. Для любого учителя, в каком бы классе он ни работал, какой бы предмет ни преподавал, всегда актуален вопрос, как научить ребенка с наимень­шими затратами времени и усилий, как сделать, чтобы знания и умения детей были прочными, а обучение становилось актом их развития.

…учительницы церковно-приходских начальных школ получали профессиональную поддержку от инспекторов народных училищ… И.А. Дергачев [известный литературовед Иван Алексеевич Дергачев, первый декан филологического факультета УрГУ, профессор – прим. ред.], отец которого был инспектором в Висиме, вспоминал, что помощь эта была бесхитростной, но оперативной. Посетив уроки в одной из школ, проверив знания детей, отец писал свои выводы и рекомендации. Они рассылались письмами во все подведомственные школы. А так как время изучения той или иной темы прибли­зительно совпадало, то методические советы сразу были востребованы. Инспекторам предписывалось проводить и «учительские съезды» – про­образ привычных нам курсов – сроком до двух-трех недель.

В 1875 году Министерство народного просвещения России издало документ о правилах проведения курсов для педагогов, но до 90-х годов они так и не прижились. Продолжительные летние курсы заменяли педагогическими совещаниями, где впервые стал звучать учительский опыт…

В педагогике этих лет звучали голоса Толстого, Каптерева, Шацкого, Вентцеля с призывом к модернизации школы, созданию условий, побуж­дающих детей к активной познавательной и творческой деятельности, необходимых для развития в них талантов. Жизнь требовала от учителя серьезного самообразования. Как говорил один из организаторов этой работы, «школьная рутина происходит от научной отсталости педагогов», без интереса самого учителя к предмету «не может возникнуть и познавательный энтузиазм ученика».

Большую помощь учителям в организации их самообразования оказывали народ­ные библиотеки. На Урале, кроме народных библиотек, в этой работе принимали участие Общество распространения технических знаний, Общество полезного чтения, Уральское общество любителей естествоз­нания, Екатеринбургский музыкальный кружок и другие добровольные организации.

В 1912 году в Екатеринбурге был открыт Учительский институт и при нем городское педучилище. К обучению приступили 52 ученика, 30 из которых были детьми крестьян, восемь – стипендиатами земств. Эти учебные заведения, как и Ирбитская женская педагогическая семинария, кото­рая позднее была реорганизована в учительский институт, занимались подготовкой кадров для начальной школы. Обучение в институте было платным – 5 рублей в год.

В 1916 году при Екатеринбургском учительском институте были от­крыты годичные курсы переподготовки. Они давали право получения звания учителя высшего начального училища. На заочных курсах учи­теля могли получить специализацию по предмету. В эти же годы стали проводиться так называемые губернские курсы. Но они были эпизодическими и непродолжительными. Их целью было «возбуждение интереса к научным знаниям, ознакомление с важнейшими выводами современной науки». Программа носила общеобразовательный энциклопедический характер. Отдельные лекции выхватывали сведения из разных областей знания. Да и краткосрочность этих мероприятий не давала возможности идти в глубь науки…»