Круглый стол о материнских языках: от бытового уровня к литературному

14.10.2022

Целый ряд практик, вовлекающих детей и родителей в освоение родных языков, представили участники круглого стола, который прошел вчера, 13 октября, в Екатеринбурге. Такие практики сегодня собирает Национальная родительская ассоциация (НРА), готовясь к II Всероссийской конференции «Роль семьи в сохранении и развития языков народов Российской Федерации». Партнером в организации обсуждения выступил ИРО Свердловской области.

Как заявил, начиная разговор, ответственный секретарь Координационного Совета НРА, член Коллегии Минпросвещения России Алексей Гусев, от отдельных мероприятий, содействующих сохранению родных языков, сегодня необходимо переходить к долговременным проектам и программам. Они должны учитывать, к примеру, необходимость работы с родителями, развитие интерактивных форм, особенности мегаполисов. В том числе в отношении русского языка, который сегодня тоже подвергается большому давлению.

Участие в обсуждении приняли, в основном, общественники и педагоги. Председатель исполкома Свердловского «Курултая башкир» Нафиса Тюменцева, в частности, затронула методику семейных занятий при изучении башкирского языка. Представитель областной общественной организации «Кыргызстан – Урал» Айша Мадьярова рассказала о работе с киргизскими семьями при освоении русской речи. Затронули пути сохранения языка манси на севере Свердловской области, шорского и телеутского языков в Кузбассе. В общую копилку вошли рассказы о фестивалях культур народов, проживающих на Урале, и о работе Свердловской областной межнациональной библиотеки.

- Овладев материнским языком в семье на бытовом уровне, – отметила в своем выступлении доцент ИРО Наталья Смирнова, – ребенок приходит с ним в школу. Задача системы образования – помочь ему подняться от разговорной формы языка к литературной, книжной…

Для этого, считает Наталья Леонидовна, необходимо расширять языковую среду – как в семье, так и в школе, включая родные языки в занятия по ряду других предметов, внеурочную деятельность и интернет-пространство. Нужны новые, в том числе двуязычные учебники, одобренные на федеральном уровне, расширение партнерства с бизнес-структурами, развитие этнотуризма.

Результаты проводимой работы начинают проявляться. Уже два года, например, на НПК школьников в Свердловской области среди других представляются проекты о культуре народов России. Однако запас возможных форм работы еще далеко не исчерпан.