Как неродной: в рамках просветительского проекта Академии Минпросвещения России «Собеседники» уральские эксперты говорили о русском языке

19.05.2022

С трех вопросов педагогам начался новый вебинар просветительского проекта Академии Минпросвещения России «Академия ONLINE: Собеседники». Он вышел в эфир сегодня, 19 мая, из видеостудии Института развития образования Свердловской области. Именно на площадке ИРО в эти дни проходит всероссийская стажировка Академии.

Открывая диалог, кандидат педагогических наук, доцент кафедры филологического образования ИРО Наталья Смирнова попросила зрителей ответить «да» или «нет» на три вопроса: есть ли в их школе дети, которые – обращаются к учителю не по имени и отчеству, а просто «учитель»; свободно общаются на перемене, а на уроках молчат; вместо домашнего задания переписывают учебник. «Если вы отвечаете «да», – подчеркнула она, – значит, среди ваших учеников есть ребята, которые не владеют или слабо владеют русским языком».

Не менее серьезной проблемой Наталья Смирнова считает «полуязычие» учеников. Оно формируется, если ребята дома с родителями только говорят на родном языке, но не учатся читать и писать на нем, если они сознательно не изучают русский язык и овладевают им только на бытовом уровне. Это хуже, чем незнание: ребенок вроде бы может общаться по-русски, но основы наук не воспринимает, освоить функциональную грамотность не может. Выход – как можно скорее начинать изучение государственного языка.

Рекомендациями по адаптации таких детей вместе с Натальей Смирновой на вебинаре поделился директор екатеринбургской школы № 147, приглашенный преподаватель образовательного центра «Сириус», член ассоциации «Гильдия словесников» Александр Моисеев. Более половины учеников школы, которую он возглавляет, – дети с миграцией в истории семьи, представляющие в общей сложности почти два десятка национальностей.

Наиболее подходящей для работы с такими учениками эксперты назвали модель, при которой дети с любым уровнем владения языком посещают по основному расписанию все уроки вместе со своим классом. А во второй половине дня в рамках внеурочной деятельности, дополнительного образования им предлагается интенсив по русскому языку. Примеры таких интенсивов и проектов привел Александр Моисеев, рассказывая об опыте школы № 147. В их числе – профориентационные «Уральские параллели» и «147 профессий».

Успех в общении со сверстниками, подчеркнул директор, избавляет ребенка от тревожности и агрессии. И самое главное – он начинает готовиться к межличностным контактам на территории России на государственном языке. Учителю же, помимо методической поддержки, необходимо желание работать с детьми другой, «не своей» культуры, стремление понять и принять ее.

Обсудили собеседники и ситуацию, когда в повышении уровня владения русским языком остро нуждаются дети, для которых этот язык является родным. Их, отметила Наталья Смирнова, можно объединять с детьми, которые изучают русский язык как неродной и уже добрались до третьей или четвертой ступени.

Подспорьем в обучении такой группы призвано стать специальное методическое пособие, разработанное ИРО. Выполняя предлагаемые в этом пособии задания, ребенок переходит от разговорного русского к русскому книжному – языку науки, публицистики, художественной литературы.

За многие годы, подчеркнула Наталья Смирнова, в Свердловской области фактически сложились три ресурсных центра, которые охватывают все уровни образования. За уровень дополнительного профессионального образования в этой связке отвечает ИРО. В сотрудничестве со школой № 147 и центром содействия межнациональному образованию «Этносфера» Институт разработал и выпустил специальные методические пособия. Педагоги – как школ, так и детских садов – могут пройти 80-часовую программу «Методика обучения русскому языку как неродному». Желание перенять этот опыт выразили многие участники вебинара.

С нового учебного года, отметили собеседники, в школе № 147 планируется ввести курс русского языка как иностранного для родителей. Ведущий вебинара в свою очередь отметил большое количество подключений из Донецкой народной республики, для учителей которой, судя по всему, обсуждавшийся вопрос очень актуален.

Запись вебинара