НПК ИРО о речевой среде: от Донбасса до Якутии

04.05.2023

Более 1500 педагогов приняли участие в 19-й Всероссийской научно-практической конференции ИРО «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии». Были представлены почти 20 российских регионов от Якутии и Хакасии до Краснодарского края и ДНР. А число просмотров видеоматериалов НПК за первые дни оказалось втрое больше – почти 4500.

Открывая конференцию, кандидат педагогических наук, проректор ИРО Оксана Трофимова подчеркнула, что создание развивающей речевой среды является комплексной проблемой. Она связана с развитием способности обучающихся решать широкий диапазон жизненных задач, конструктивно общаться, готовности включаться в динамичные социальные отношения. Показателем качества образования в этой           ситуации становится не багаж предметных знаний, а более широкое понятие – функциональная грамотность.

Пленарные и секционные заседания НПК, прошедшие очно и онлайн 27-28 апреля, объединили более 120 докладов. В частности, завкафедрой филологического образования ИРО Тамара Долинина представила стратегические направления речевого развития обучающихся в контексте обновленных ФГОС. Доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Забайкальского государственного университета Оксана Трофимова рассказала об особенностях обучения учащихся всем видам речевой деятельности на уроках русского языка с учетом ее метапредметного характера. Ведущий методист издательства «Просвещение» Светлана Сидоренко в свою очередь – об особенностях формирования и развития читательской грамотности на уроке иностранного языка.

Кроме того, речь на пленарном заседании шла о современной прозе о детях и для детей, использовании возможностей цифровой образовательной среды в преподавании филологических дисциплин в вузе и о системном подходе к выстраиванию индивидуальной образовательной траектории при подготовке школьников к конкурсам и олимпиадам. Потенциалу этих конкурсов и олимпиад была посвящена и одна из тематических секций НПК. Всего же их прошло одиннадцать – в соответствии с основными направлениями создания развивающей речевой среды.

Стать участниками конференции смогли и старшеклассники екатеринбургской гимназии № 2 – благодаря прошедшим в ней методическим лабораториям. Вместе со школьниками новые формы общения с произведениями классической литературы открыли для себя студенты и преподаватели УрГПУ и УрФУ, учителя русского языка и литературы Екатеринбурга и других городов Свердловской области. Творческую мастерскую «Образно – как Кормильцев» для них провела преподаватель Института филологии и журналистики Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Виктория Скачкова, мастерскую «Живо – как Толстой» – учитель русского языка и литературы гимназии № 2 Татьяна Кочубей. Она же, но уже в музее Эрнста Неизвестного, представила, как роман Достоевского «Преступление и наказание» раскрывается в иллюстрациях этого художника.

Напомним, научно-практическую конференцию «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии» кафедра филологического образования ИРО проводит с 2005 года. НПК объединяет учителей-предметников, учителей начальной школы, воспитателей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов библиотек, музеев, руководителей образовательных организаций. Вместе участники конференции обсуждают использование образовательных технологий, направленных на развитие речевых способностей всех участников образовательного процесса.

Сертификаты для слушателей и участников, выступивших с докладами и сообщениями