Более 800 просмотров набрал за минувшие выходные новый выпуск информационного вебинара «Вектор образования ИРО». Он вышел в эфир 26 января.
Открывая вебинар, ректор ИРО Светлана Тренихина представила некоторые события Института, намеченные на первый квартал 2024 года. В их числе – онлайн-мастерские «Школы Минпросвещения России», которые пройдут 23 и 26 февраля, и управленческий стендап, намеченный на 21 марта.
Сразу два выступления нового вебинара были посвящены снижению бюрократической нагрузки на учителей. Как в Верх-Исетском районе Екатеринбурга упорядочивают систему документооборота, рассказали начальник районного управления образования Татьяна Трекина и директор школы № 1 Алексей Махновецкий. Специально разработанная система позволяет выстроить работу с документами по принципу «одного окна», исключить их дублирование. «Особый плюс, – подчеркнула Татьяна Трекина, – адресное управление. Мы понимаем, что не все документы и задачи касаются всех образовательных учреждений. При работе в данной системе мы можем выделить те учреждения, которые должны выполнить конкретную задачу».
О снижении документационной нагрузки, но уже на уровне образовательной организации рассказала директор гимназии № 9 Лариса Кулькова. Все персональные компьютеры гимназии объединены в сеть, где на сервере настроены локальные сетевые папки по категориям – для учеников, учителей, классных руководителей, администрации. Внутри каждой такой папки – информация для соответствующей категории пользователей. Кроме того, в отдельном файле собраны все внутренние задачи со сроками их исполнения и ответственными.
– Такие способы снижения отчетности и регулирования поступающей в образовательную организацию информации, – отметила Лариса Кулькова, – обеспечивают преемственность, систематизацию, своевременный сбор информации и ее предоставление вышестоящим организациям, а самое главное – понимание, как идет этот документооборот и его системное сопровождение...
Методист Центра воспитания и дополнительного образования ИРО Лариса Устратова говорила об особенностях взаимодействия образовательной организации с семьей. Подробно рассказав о трех стратегиях такого взаимодействия и типах взаимоотношений, она подчеркнула: Институт предлагает различные формы совершенствования педагогической компетентности в этой области.
Ежегодно Центр воспитания и дополнительного образования ИРО проводит информационно-методические дни и фестиваль «Успешные практики воспитательной работы в образовательной организации». Своим опытом на специальных практикумах делятся образовательные организации – участники проекта «Научно-методическое сопровождение реализации программ воспитания». Материалы этих практикумов, а также сборники успешных воспитательных практик размещены на странице Центра.
Заведующая библиотечно-информационным центром ИРО Светлана Биктуганова напомнила слушателям вебинара о возможностях, которые открывают ресурсы Президентской библиотеки (ПБ). В частности, в рамках проекта «Президентская библиотека учителям: обучение с использованием первоисточников» разработаны сценарии уроков по гуманитарным предметам. Благодаря другому проекту – «Мультимедийные уроки» – учащиеся 5-11 классов учатся находить и анализировать исторические источники.
Работать с документами Президентской библиотеки педагоги могут в том числе в Центре удаленного доступа к информационным ресурсам ПБ, открытом на площадке ИРО в сентябре 2023 года. В отличие от интернет-портала он дает доступ ко всему электронному фонду библиотеки, а в личном кабинете читателя разрешено онлайн-чтение любых документов, в том числе защищенных авторским правом.
Завершился вебинар разговором о профессиональных конкурсах для педагогов. В 2024 году таковых, отметила завотделом сопровождения конкурсов ИРО Светлана Атаманычева, пройдет восемнадцать. Финал одного из них – «Первый учитель» – в сентябре примет Екатеринбург: его представительница, педагог гимназии № 104 «Классическая гимназия» Оксана Крумина стала победителем этого конкурса в 2023 году.
Уже принимаются заявки от потенциальных участников конкурсов «Лучший учитель родного языка и родной литературы», «Педагогический дебют», «Учитель года России», «За нравственный подвиг учителя». В марте стартуют конкурсы «Сердце отдаю детям» и «Воспитать человека», в апреле – «Воспитатель года России», «Лучшие няни России», который пройдет впервые, «Учитель-дефектолог России» и «Педагог-психолог России».
ИРО Свердловской области, подчеркнула Светлана Атаманычева, большое внимание уделяет методическому сопровождению участников конкурсов: проводит установочные семинары для педагогов, консультации и инструктажи для экспертов и членов жюри, вебинары для организаторов и методистов конкурсного движения в территориях. К участию в таких семинарах, экспертизе конкурсных материалов привлекаются лидеры клуба «Учитель года Свердловской области».