О проведении Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии»

Начиная с 2005 года в апреле Институт развития образования Свердловской области проводит Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии» , круг вопросов которой связан с созданием развивающей речевой среды в образовательных организациях.

Сложилась прочная методическая традиция, которая позволяет предлагать участникам актуальные вопросы для обсуждения. Это и сохраняет интерес педагогов к мероприятию на протяжении долгих лет.

Расширение состава участников и географии конференции свидетельствует об актуальности поднимаемых проблем, о том, что создание развивающей речевой среды понимается как общее дело, которое помогает и нашим ученикам, и нам, педагогам, стать успешными, личностно реализовать себя.

Программа конференции

28–29 апреля 2022 г. в ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» в 18 раз состоялась ежегодная Всероссийская научно-практическая конференция «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии» . Конференция в течение многих лет объединяет интересы учителей-словесников, учителей начальной школы, учителей разных предметов, воспитателей дошкольных образовательных организаций, методистов, специалистов библиотек, музеев, руководителей образовательных организаций.

Цель конференции — обсуждение актуальных методических вопросов использования образовательных технологий, направленных на развитие речевых способностей всех участников образовательного процесса.

На двух пленарных заседаниях, проведенных под руководством модераторов Наталии Анатольевны Юшковой, к.филол.н., доцента кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», заведующего кафедрой русского, иностранных языков и культуры речи УрГЮУ им. В. Ф. Яковлева, и Натальи Леонидовны Смирновой, к.пед.н., доцента кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», были представлены концептуальные доклады, отражающие наиболее актуальные вопросы, связанные с тематикой конференции в условиях введения новых ФГОС.

Насыщенная программа конференции, помимо пленарных заседаний, предусматривала работу девяти секций, которые учитывали основные направления работы по созданию развивающей речевой среды:

1) Требования обновленных ФГОС в контексте конкретизации требований к освоению содержания образования по русскому языку и литературе, по иностранным языкам.

2) Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности. Метапредметный характер читательских умений.

3) Роль классической и современной литературы в формировании ценностных предпочтений и нравственных установок обучающихся. Обновление технологий изучения художественных произведений.

4) Речевое развитие школьников на уроках иностранного языка. Создание поликультурного образовательного пространства.

5) Проблема формирования лингвокультурной грамотности в процессе адаптации детей мигрантов. Школьное образовательное пространство в контексте идей формирования общероссийской гражданской идентичности.

6) Языковое, речевое и литературное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплексные подходы в формировании развивающей речевой среды.

Всего в рамках работы конференции прозвучало более восьмидесяти докладов, состоялось шесть мастер-классов.

Благодаря взаимодействию кафедры филологического образования и ведущих специалистов издательства «Просвещение» в программу конференции были включены выступления московских коллег: Галины Васильевны Крюковой, ведущего методиста АО «Издательство «Просвещение»; Светланы Валерьевны Сидоренко, ведущего методиста АО «Издательство «Просвещение»; Марины Витальевны Ширинян, педагогического дизайнера Центра лингвистического образования АО «Издательство «Просвещение»; Елены Юрьевны Смирновой, заслуженного учителя РФ, лауреата «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования, автора линии УМК Английский язык. «Сферы» для 2-11 классов; Юрия Алексеевича Смирнова, специалиста отдела разработки измерительных материалов оценки по английскому языку в российской школе качества образования ГАОУ ДПО МЦКО, автора учебников и учебных пособий по английскому языку для школьников, лауреата «Гранта Москвы» в области наук и технологий в сфере образования; Валентины Александровны Цыбаневой, к.пед.н., доценты кафедры методики английского языка и деловой коммуникации ГАОУ ВО «МГПУ».

Отдельно выделим работу секции «Вопросы государственной языковой политики. Сохранение и развитие языков народов России. Обучение русскому языку как неродному (иностранному)» , поскольку вопросы создания развивающей речевой среды в аспекте изучения и сохранения языков народов Российской Федерации, межкультурного взаимодействия и поликультурного образования является особо важным в контексте объявленного Года культурного наследия народов России.

В последние годы появилась традиция проводить в дни работы конференции встречу с руководителями районных методических объединений учителей русского языка и литературы. Эту работу возглавляет Тамара Альбертовна Долинина, заведующий кафедры филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Важным событием конференции стала работа двух педагогических лабораторий: «Технологии создания комплексной развивающей среды» (руководитель Татьяна Делеровна Кочубей, учитель русского языка и литературы, ВКК, МАОУ гимназия № 2) и «Современные технологии речевого и литературного развития дошкольников контексте реализации ФГОС ДО» (руководитель Светлана Дмитриевна Томилова, к.филол.н., доцент кафедры русского языка и методики его преподавания в начальных классах Института педагогики и психологии детства ФГБОУ ВО «УрГПУ»).

В связи с ограничительными мероприятиями конференция проводилась в онлайн-режиме. Такой формат конференции позволил принять в ней участие большому количеству педагогов из разных регионов Российской Федерации. Всего в работе конференции приняли участие более 1000 участников.

Помимо педагогов Свердловской области, среди участников были представители следующих регионов: Вологодская область – 6, Грозный – 1, Калужская область – 4, Кировская область – 1, Нижний Новгород – 1, Пермский край – 7, Республика Ингушетия – 1, Ростовская область – 12, Ямало-ненецкий автономный округ – 2, Челябинск – 4, Чувашская Республика – 1, Москва – 10, Тюменская область – 1, Иркутская область – 1, Удмуртская Республика – 3.

В рамках сотрудничества Свердловской области с Донецкой и Луганской Народными Республиками стало возможным участие в конференции педагогов из этих республик (около 400 участников).

Организационный комитет конференции сердечно благодарит всех участников за проявленный интерес к мероприятию, а выступающих – за подготовку полезных и интересных материалов. Участники конференции в очередной раз показали, как можно работать в современных реалиях – грамотно и системно, творчески ярко и методически глубоко.

Программа конференции

Записи секций:

Пленарное заседание 28.0

Секция 1. Развивающая речевая среда и метапредметные результаты образования

Секция 2. Вопросы государственной языковой политики

Секция 3. Речевое развитие школьников на уроках иностранного языка

Секция 4. Проблемы и перспективы цифрового образования

Секция 5. Комплексные подходы в формировании развивающей речевой среды в ДОУ

Секция 6. Сопряжение содержания урочной, внеурочной деятельности

Секция 7. Достижение предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов

Секция 8. Языковое, речевое и литературное развитие детей

Секция 9. Современные технологии речевого и литературного развития

Пленарное заседание 29.04

Методическая копилка содержит отдельные материалы по темам докладов и сообщений

Сертификаты для слушателей и выступивших с докладами и сообщениями

Контакты

Факс

+7 (343) 369-29-86

Адрес

620066, г. Екатеринбург,
Академическая, 16

Вы можете оставить мнение о нашей организации.
Чтобы оценить условия осуществления образовательной деятельности, наведите камеру вашего телефона и отсканируйте QR-код.
https://bus.gov.ru/qrcode/rate/417464

qr-code

Перейдя по ссылке, вы сможете оценить условия осуществления образовательной деятельности:

  • открытость и доступность информации об организации,
  • комфортность условий осуществления образовательной деятельности,
  • доброжелательность, вежливость работников,
  • удовлетворенность условиями осуществления образовательной деятельности,
  • доступность образовательной деятельности для инвалидов оставить отзыв.