Главная » Новости » Итоги исследования ИРО: адаптация детей с миграцией в истории семьи требует особых усилий и подготовки

Понедельник, 13 декабря 2021 г.

Итоги исследования ИРО: адаптация детей с миграцией в истории семьи требует особых усилий и подготовки


Работа с детьми, для которых русский язык не является родным, требует от педагогов специальной подготовки. Это вновь подчеркнули социологи ИРО, изучив, как школы, лицеи и гимназии Свердловской области реализуют комплекс мер, направленных на адаптацию детей с миграцией в истории семьи. Итоги мониторингового исследования были представлены 9 декабря на Межрегиональном семинаре в рамках проекта 500+.

По отношению к задачам проекта 500+ низкое качество адаптации таких детей, преодоления языковых и культурных барьеров обозначено как один из факторов риска. Исследование PISA показывает, что уровень математической, читательской и естественно-научной грамотности у них ниже, чем у тех, для которых русский язык является родным. Неслучайно мониторинг соответствующих мер, предпринимаемых в общеобразовательных организациях Свердловской области, проводится в регионе с 2019 года.

Новое исследование показало, что в нынешнем, 2021-2022 учебном году дети с миграцией в истории семьи, для которых русский язык не является родным, учатся в более чем трети общеобразовательных организаций Свердловской области. Чаще всего их доля от общей численности учеников не доходит до пяти процентов и не превышает десяти человек. Но даже в таком случае для их адаптации необходима адресная, индивидуальная работа. Особенно в начальной школе, где отмечается наибольшее число детей, которые совсем не владеют русским языком. То есть не говорят, не читают по-русски и не понимают устную речь. На начало этого учебного года они имелись почти в каждой десятой школе Свердловской области.

Как правило, уровень образования их родителей также невысок. Оставляют желать лучшего доходы и стремление к учебе. Родители в таких семьях заняты работой, времени на детей остается мало. Кроме того, дети присматривают за младшими, а то и сами работают вместо учебы.

Отвечая на вопросы анкеты, многие классные руководители отметили, что большинство детей с миграцией в истории семьи планируют завершить обучение в школе после девятого класса. Указывает на это и значительное сокращение таких детей в старших классах. В результате новое поколение воспроизводит низкий социальный статус семьи.

Компенсируя влияние этих негативных факторов, ряд школ стремятся включить таких детей во внеурочную деятельность и дополнительное образование, создать условия для подготовки урокам в школе и поддерживать стремление к достижениям. Упоминается среди этих действий и обучение русскому языку как неродному. Однако большинство школ, где учатся дети с миграцией в истории семьи, согласно данным мониторинга, такого обучения не организуют.

По мнению руководителей таких школ, необходимости в этом обучении нет – дети владеют языком достаточно или занимаются с учителями-предметниками. Но, как отметила на семинаре заместитель заведующего отделом исследований ИРО Анна Аникиева, такое обоснование не представляется убедительным. Поскольку специальная диагностика не проводится, уровень владения русским языком определяется «на глазок». Методикой его преподавания как иностранного владеет лишь треть русистов, да и дополнительная нагрузка вряд ли способствует хорошему отношению учителя к таким занятиям.

В этой ситуации, считают в ИРО, требуется признать организацию занятий русским языком как неродным необходимой. Адаптировать таких учеников нужно общими усилиями всех педагогов. Не в полной мере используется и такая форма работы, как индивидуальные учебные планы.

Организовать такую работу – задача управленцев. Только тогда школа может сыграть свою роль главного института, способного социализировать, адаптировать таких детей к условиям российского общества.​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0736 секунд