Главная » Новости » ​Большая встреча лингвистов подтвердила значимость опыта Свердловской области в преподавании родных языков и литератур

Понедельник, 27 сентября 2021 г.

​Большая встреча лингвистов подтвердила значимость опыта Свердловской области в преподавании родных языков и литератур


Опыт преподавания родных языков и литератур в условиях ограниченной языковой среды, накопленный в Свердловской области, значим в масштабах всей России. Это вновь подтвердила встреча лингвистов, которую провели на днях в Ессентуках федеральное Министерство просвещения и Федеральный институт родных языков народов Российской Федерации.

Во встрече, которая прошла 23–24 сентября как обучающий семинар, приняли участие более сотни ученых и педагогов из почти 30 регионов России, в том числе многих национальных республик. И еще более сотни специалистов подключились к обсуждению дистанционно. Вместе с представителями ряда ключевых федеральных институтов в пленарной части семинара выступила доцент ИРО, кандидат педагогических наук Наталья Смирнова.

- Опыт не только приносит результаты, но и проявляет новые проблемы, – отмечает Наталья Смирнова. – Как показывает практика, в одном классе на уроке, например, татарского языка могут оказаться татарские дети, знающие только местный диалект родной речи, русские, которые могут отчасти знать его же, и, скажем, дети мигрантов – таджики или узбеки. Причем последние не обязательно могут владеть русским как языком-посредником. А учебники – обычные, разработанные для тех, кто уже знаком с литературным татарским языком…

Как развиваются в такой ситуации когнитивные процессы, считает преподаватель, необходимо исследовать. Кроме того, нужны специальные методы для оценки, на каком уровне дети владеют языком и культурой своего этноса. Причем в зависимости от возраста детей эти методы должны различаться.

Высказывания представителя ИРО Свердловской области получили поддержку коллег. Также на пленарном заседании были представлены лингводидактические основы преподавания в средней общеобразовательной школе русского языка как родного и методика приобщения личности к общечеловеческим ценностям посредством этого курса. Шла речь о сохранении и возрождении языков народов Северного Кавказа.

Прозвучал видеодоклад, посвящённый духовно-нравственному и методическому потенциалу проекта «Многонациональная Россия: литературно-историческое путешествие». Обсуждались также современные направления развития профессиональной компетентности учителей родного языка и литературы, проектирование и реализация соответствующих программ урочной и внеурочной деятельности, оказание практической поддержки педагогам и методистам образовательных организаций в освоении передовых знаний и практик.

Содержательным вкладом стала и концертная программа, которую представил Ставропольский педагогический институт. Она появилась в результате научно-просветительского проекта «Песенный арсенал Победы на языках народов Северного Кавказа». В рамках этого проекта ученые и студенты института собрали и систематизировали переводы песен о победе в Великой Отечественной войне.

Во второй день семинара работали педагогические мастерские. По их завершении состоялась панельная дискуссия о разработке новых дидактических основ преподавания родных языков и литератур.

Как сообщалось ранее, 20 сентября Институт развития образования начал новое исследование, проводимое по заданию Министерства образования Свердловской области. Институт продолжает анализировать, как в школах региона реализуются меры, направленные на адаптацию детей с миграцией в истории семьи, для которых русский язык не является родным (анкеты - https://www.irro.ru/index.php?id=5587). Интервью Натальи Смирновой о преподавании в школах региона русского языка как неродного, опубликованное в «Российской газете», можно прочитать здесь (https://www.irro.ru/mobile.php?id=5383).​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0568 секунд