О проведении Всероссийской научно-практической конференции «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии»
27–28 апреля 2023 г. Институт развития образования проводит ежегодную Всероссийскую научно-практическую конференцию «Развивающая речевая среда в образовательной организации: проблемы, технологии».
На конференции предполагается обсуждение следующих вопросов:
1. ФГОС в контексте конкретизации требований к освоению содержания образования по русскому языку и литературе, по иностранным языкам. Причины предметных дефицитов обучающихся. Потенциал развивающей речевой среды в их преодолении.
2. Реализация федеральных образовательных программ по русскому языку и литературе (ФОП ООО и ФОП СОО), по литературному чтению (ФОП НОО). Единые подходы к достижению предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов как гарантия качества образования. Вопросы эффективного использования федеральных рабочих программ и УМК по предмету в аспекте преодоления типичных затруднений школьников. Воспитательно-образовательный аспект федеральных рабочих программ по предмету.
3. Развивающая речевая среда и метапредметные результаты образования. Роль развивающей речевой среды в формировании функциональной грамотности обучающихся. Метапредметный характер речевой деятельности. Читательская грамотность как основа формирования функциональной грамотности. Метапредметный характер читательских умений. Проблемы формирования и развития читательской грамотности. Читательская деятельность на уроках разной предметной направленности. Вопросы оценивания речевых умений обучающихся. Информационный серфинг как методическая проблема.
4. Внешнее и внутреннее оценивание образовательных результатов по русскому языку и литературе. Методический потенциал всероссийских проверочных работ. Развитие речевой деятельности обучающихся в аспекте требований государственной итоговой аттестации (итоговое сочинение, итоговое собеседование, ОГЭ, ЕГЭ): проблемы, технологии. Организация внутреннего мониторинга качества образования: успешные педагогические практики.
5. Роль классической и современной литературы в формировании ценностных предпочтений и нравственных установок обучающихся. Обновление технологий изучения художественных произведений в контексте формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. Формирование круга чтения современных школьников и педагогов, роль семейного чтения.
6. Ценностные аспекты языковой политики: сохранение и развитие языков народов России, поддержка русского языка как языка межнационального общения; проблема формирования лингвокультурной грамотности в процессе адаптации детей мигрантов, школьное образовательное пространство в контексте идей формирования общероссийской гражданской идентичности.
7. Речевое развитие школьников на уроках иностранного языка. Развитие способности к рефлексии на уроках иностранного языка. Создание речевой среды в онлайн-формате. Активные методы обучения и создание развивающей речевой среды. Школьное иноязычное образование в контексте ценностной парадигмы воспитания и развития личности обучающихся.
8. Языковое, речевое и литературное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста: комплексные подходы в формировании развивающей речевой среды. Воспитательный потенциал педагогических технологий, ориентированных на языковое, речевое, литературное развитие дошкольников и младших школьников.
9. Организация работы с талантливыми детьми в аспекте развития разных видов речевой деятельности. Потенциал предметных олимпиад, конкурсов, индивидуальных и групповых проектов, фестивалей для достижения результата образования. Системность индивидуальной работы как фактор влияния на интеллектуальное и личностное развитие школьников.
10. Значение внеурочной деятельности в решении проблем создания развивающей речевой среды. Организация продуктивного взаимодействия школы с музеями, библиотеками и другими организациями и учреждениями.Обновление технологий формирования традиционных духовно-нравственных ценностей у детей и подростков. Сопряжение содержания урочной, внеурочной деятельности, воспитательной работы и дополнительного образования с целью достижения планируемых результатов.
Программа конференции включает пленарное заседание, работу секций, проведение круглых столов, мастер-классов и творческих мастерских.
Заявки на участие принимаются до 21 апреля 2023 года в электронном виде по ссылке.
По окончании конференции проводится рассылка электронных сертификатов, подтверждающих участие в конференции в качестве слушателя или выступившего с докладом. Участие в конференции бесплатное.
Конференция проводится в смешанном формате: слушатели участвуют только дистанционно, докладчики могут прислать видеозапись выступления или выступить онлайн (возможно подключение удаленно или из ИРО по адресу: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 92а, корп. 4.)
Контактная информация: г. Екатеринбург, ул. Академическая, 16, ИРО, кафедра филологического образования, каб. 337, тел. (343) 369-29-86 (доп. 157), e-mail: iro-kfo@mail.ru.