Главная » Новости » Рекомендации специалистов ИРО помогут уйти от стереотипов при изучении творчества Достоевского

Пятница, 23 июля 2021 г.

Рекомендации специалистов ИРО помогут уйти от стереотипов при изучении творчества Достоевского


Специальные методические рекомендации, помогающие современным педагогам обучать школьников восприятию, пониманию и интерпретации русской классической литературы, подготовила кафедра филологического образования ИРО. Материалом стали произведения Федора Достоевского, 200-летний юбилей которого отмечается в 2021 году. В сборник включены фрагменты авторских методик педагогов-новаторов Свердловской области, принявших участие в недавнем конкурсе, проведенном кафедрой в контексте юбилея.

- Наиболее популярным среди школьников и педагогов по-прежнему остается «Преступление и наказание», – отмечают авторы рекомендаций, доценты кафедры Наталья Смирнова и Наталья Юшкова. – Искренний интерес к нему сохраняют даже мало читающие школьники. В прошлом году в период пандемии, например, большое впечатление на старшеклассников произвел сон Раскольникова о мировой язве из эпилога. По-прежнему часто обращались к роману и выпускники 2021 года в итоговом сочинении по литературе и своих работах на ЕГЭ по русскому языку и литературе...

И все-таки за годы изучения творчества Достоевского в школе накопилось много стереотипов. Приводя примеры таких штампов, авторы рекомендаций обращают внимание и на такие отмеченные Достоевским социальные и психологические явления, которые проявляются в дне сегодняшнем, становясь открытием для современного читателя.

Эти и многие другие моменты позволяют пробудить в школьниках искренний интерес к писателю и его по-прежнему актуальным открытиям о мире и человеке. Причем разговор о них может продолжаться на тематических классных часах и в рамках серьезных коллективных и индивидуальных проектов.

Говоря о разноплановых формах работы с детьми, авторы, к примеру, представляют творческий коллективный проект – написание сценария по одному из произведений писателя. Система номинаций своеобразного школьного «Оскара» при этом позволяет поощрить всех участников проекта.

Описывается, как обычная вроде бы литературная гостиная может влиять на личностное развитие школьников. Предлагается широкий спектр интеллектуально-развлекательных игр и викторин. Показано, как учитель и школьный психолог, опираясь на материал прозы Достоевского и его анализ человеческих переживаний, могут провести коррекционную беседу с элементами психологического тренинга. 

Описывая сложный информационно-просветительский проект, организованный в честь юбилея писателя и призванные создать общее культурное пространство, авторы видят в нем универсальную модель проектной деятельности. Представленный научно-методический материал поможет выстроить индивидуальный вариант такой деятельности для школьников, имеющих интерес к анализу языка художественных произведений. В том числе – произведений Достоевского, причем не только входящих в школьную программу.​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0724 секунд