Главная » Новости » ИРО Свердловской области исследовал и оценил готовность 56 муниципалитетов региона к реализации программ воспитания

Понедельник, 12 июля 2021 г.

ИРО Свердловской области исследовал и оценил готовность 56 муниципалитетов региона к реализации программ воспитания


К реализации рабочих программ воспитания, которая начнется 1 сентября, полностью готовы образовательные организации (ОО) в Каменске-Уральском, Нижнем Тагиле и Сосьве. Ненамного им уступают коллеги в Новоуральске, Лесном, Североуральске, Пышме, Верхней Туре, Алапаевске, Горноуральске, Кушве и ЗАТО Уральский.

Именно эти муниципалитеты набрали высшие – от 2 до 1,8 – баллы в ходе исследования, которое провел в мае-июне Институт развития образования Свердловской области. Оно охватило 56 муниципальных образований региона. Кафедра воспитания и дополнительного образования ИРО и его Центр методического сопровождения муниципальных систем образования провели анкетирование и проанализировали проекты программ воспитания.

Как и предполагалось, главным подспорьем для разработчиков стала Примерная программа, подготовленная Институтом стратегии развития образования РАО. Кроме того, две трети респондентов отметили значимость соответствующих курсов повышения квалификации, которые проводил ИРО в 2020-2021 годах. В ряде муниципалитетов подчеркнули важность и продуктивность тематических семинаров Института.

Во всех программах воспитательная работа возлагается на классных руководителей. И почти везде основным механизмом этой работы называется внеурочная деятельность, в том числе в каникулы. Документы предусматривают использование технологий социального проектирования, коллективной творческой деятельности, педагогической поддержки ребенка, участие во Всероссийском проекте «Киноуроки в школах России», развитии ученического самоуправления и других формах деятельности.

Вариативные модули 98% программ отражают развитие добровольчества (волонтерства), 86% – Российского движения школьников, Юнармии и других детских общественных объединений. Например, в Камышловском муниципальном районе волонтерство развивают уже 6 из 13 ОО. Созданы детские объединения и первичные отделения РДШ, отряды юнармейцев, юных инспекторов движения и пожарных. Во все программы здесь включен модуль «Профилактика», связанный с предупреждением травматизма, различных несчастных случаев, болезней и других опасностей.

Модуль «Детские общественные объединения» включили в свои программы все семь ОО Красноуфимска. Кроме того, здесь продолжат работать с теми из обучающихся, для кого русский язык не является родным. Программы предусматривают приобщать их к российским традиционным духовным ценностям, включая культурные ценности своей этнической группы.

В качестве наиболее типичных затруднений, возникших при разработке программ воспитания, многие респонденты отметили отсутствие четких критериев самоанализа воспитательной работы. Инструментов, позволяющих оценить эффективность реализации программы, им также недоставало. Кроме того, назывались загруженность классных руководителей, а также большой поток «сверхплановых» конкурсов и проектов, которые предлагаются разными организациями в разгар учебного года.

В числе наиболее явных рисков для реализации рабочих программ воспитания были названы неготовность родителей стать ее полноправными участниками и недостаточная мотивация педагогов и классных руководителей. При этом первую пятерку форм работы с родителями в программах составляют тематические родительские собрания, индивидуальные консультации, изучение потребностей и запросов, а также привлечение к управлению школой, подготовке и проведению различных событий. Использовать интерактивные и продуктивные формы взаимодействия родителей с детьми и педагогами, делают вывод эксперты, готовы еще не везде.​



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.071 секунд