Воспитание и социализация одаренных детей и подростков


Современное состояние системы образования характеризуется всё большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала развития личности одаренного ребёнка. Это объясняется, во-первых, значимостью способностей для развития личности, во-вторых, возросшей потребностью общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, способных созидать новое в различных сферах жизни. Среди разнообразных определений одаренности нам импонирует понятие, предложенное А. И. Савенковым: «Одаренность - это системно развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми».  

            Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Как отмечается в Рабочей концепции одаренности (авторский коллектив  Ю.Д. Бабаева, Д.Б. Богоявленская и др.), детский возраст – это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления одаренности. Одаренность часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер, то есть одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Как указывают авторы Концепции, одной из причин отсутствия того или иного вида одаренности может выступать недоступность предметной области деятельности, соответствующей дарованию ребенка (в силу условий жизни). Идея доступности большого диапазона предметных областей деятельности в этом случае является прогрессивной.

            Социальное развитие личности является средством и результатом, одним из аспектов ее социализации, как процесс усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта. Функции социализации связаны с ее ролью в воспроизводстве субъекта социально-исторического процесса, в обеспечении преемственности в развитии культуры и цивилизации, в поддержании бесконфликтного существования общества как интегрированной системы посредством адаптации индивида к социальной среде.

            Определяя педагогический смысл адаптации ребенка к социуму, мы выделим социализацию как: важнейшую детерминанту межличностного взаимодействия и общения; как процесс становления системы внутренних регуляторов посредством освоения личностью норм, ценностей, установок, выработанных обществом; как процесс адаптации личности к социальной среде, и как один из путей творческой социализации личности, преобразования себя.

            Таким образом, проблема одаренности в современном мире становится особенно актуальной и требует создания условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей. Получив право самостоятельно определять содержание и форму учебно-воспитательной работы, педагогические коллективы образовательных учреждений стараются самостоятельно выстроить индивидуальный образовательный маршрут сопровождения одаренного ребенка. Подобный выбор актуализирует проблему выявления одаренных детей, а также поиск педагогических условий стимулирующих раскрытие одаренности.



Время выполнения php скрипта: 0.0685 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования