Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Институт » Кафедры » Кафедра информационных технологий » Новости » Участие в форуме "Комплексная безопасность образовательной организации" (22 ноября 2017 года)

Участие в форуме "Комплексная безопасность образовательной организации" (22 ноября 2017 года)


Отчет по итогам проведения дискуссионной площадки

«Обеспечение информационной безопасности детей и подростков в современных условиях: возможности и перспективы» в рамках Форума ГАОУ ДПО СО «ИРО» «Комплексная безопасность образовательного процесса»

Дата проведения: 22.11.2017 г.

Место проведения: г. Екатеринбург, ул. Щорса, 92А/4, 10.00

Цель: выявление основных стратегий деятельности школы для обеспечения информационной безопасности детей и подростков.

Участники:

  • специалисты муниципальных органов управления образованием, отвечающих за обеспечение безопасности образовательных организаций;
  • руководители и заместители руководителей образовательных организаций (по праву, воспитательной работе, административно-хозяйственной части).

Планируемый результат: план действий по обеспечению информационной безопасности детей и подростков.

Модератор: Шпарута Надежда Владимировна, доцент кафедры информационных технологий ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Время проведения: 13.00 ‑ 14.45 (105 минут)

Сетевой ресурс https://sites.google.com/site/iktclassruk2017

 

Участники: в работе площадки приняли участие 34 человека: руководители, педагоги общего и дополнительного образования, заведующие дошкольными образовательными организациями.

Ход работы дискуссионной площадки

Работа дискуссионной площадки началась с погружения в проблему дискуссии. Доцент кафедры информационных технологий, Н.В. Шпарута, акцентировала внимание на нормативно-правовых документах, относящихся к вопросам информационной безопасности детей и подростков. «Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»). Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодежи. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность».

На первом этапе организован практикум «Дети в Интернете» с целью актуализации информации об интернет-угрозах и общероссийских исследованиях поведения детей и подростков в интернет-пространстве.

Практикум организован на основе работы в сетевом документе по группам. Все материалы продублированы в печатном варианте.

Практикум «Практикум «Дети в Интернет»

Вопросы для групп

  1. Группа 1. Онлайн-угрозы глазами детей и взрослых
  2. Группа 2. Факторы риска
  3. Группа 3. Почти на равных
  4. Группа 4.Зона безответственности Более половины родителей полагают, что безопасностью в Интернете должны заниматься школа, государство или интернет-индустрия.
  5. Группа 5. Как им помочь
  6. Группа 6. Вместе у монитора

Группа 7. Пойманные одной сетью

Участники активно включились в работу. В представлении результатов работы обсуждении участники площадки отвечали на вопросы:

  • Какие существуют угрозы информационной безопасности детей и подростков?
  • Как видят эти угрозы учителя и родители?
  • Почему дети с высоким уровнем цифровой компетентности все же подвержены опасностям в сети?
  • Российские подростки активно пользуются Интернетом, но при этом цифровая компетентность наших школьников и их родителей оставляет желать лучшего. Почему это происходит?
  • Что делают и что ищут в сети наши дети?

Основной вопрос дискуссионной площадки открытый ‑ ребенок в интернете: запрещать, наблюдать или объяснять?

Второй этап работы дискуссионной площадки ‑ работа со стратегиями. «В своей деятельности руководителю и педагогам рекомендуется опираться на две основных стратегии. Первая ‑ это создание системы мониторинга и контроля поведения подростков в социальных сетях, в первую очередь родительского, вторая стратегия ‑ формирование сетевого образовательного пространства и информационной культуры всех участников образовательных отношений.

Для реализации данных стратегий руководителю рекомендуется совместно со специалистами ‑ школьным психологом, социальным педагогом, учителем информатики и др. ‑ провести анализ ситуации в образовательной организации, опираясь на результаты общероссийских исследований поведения детей и подростков в социальных сетях, а также по выявлению цифровой компетентности школьников и родителей. Рекомендуется познакомиться с материалами всероссийских исследований детей и подростков «Образ жизни российских подростков в сети»], целью которых является выявления позитивных и негативных тенденций развития навыков и компетенций современного поколения в освоении интернет-пространства, а также составления картины информационного пространства, в котором живут современные школьники. Исследование проходит анонимно и онлайн, что позволяет привлечь максимальное количество участников. В октябре-ноябре 2017 года проходит третье исследование, инструментарий которого размещен на сайте www.опрос.сетевичок.рф и в материалах Единого урока безопасности 2017.

Для работы на этом этапе предложен сайт кафедры информационных технологий «Интернет-пространство и социальные сети в работе классного руководителя» https://sites.google.com/site/iktclassruk2017 (короткая ссылка https://goo.gl/z6Wysr).

Знакомство с материалами и обсуждение по теме «Создание системы мониторинга и контроля поведения подростков в социальных сетях, в первую очередь родительского»:

  • алгоритм изучения страниц ребенка в социальных сетях,
  • действия при обнаружении наличии на страницах сайтов в сети Интернет противоправной информации,
  • средства родительского контроля на компьютере и мобильном устройстве ребенка.

Знакомство с материалами и обсуждение по теме «Формирование сетевого образовательного пространства и информационной культуры всех участников образовательных отношений»:

  • просвещение,
  • сетевые проекты со школьниками,

образовательные ресурсы сети: виртуальное пространство культуры, виртуальные лаборатории, геосервисы, путешествия по планете Земля, сетевые конструкторы и дизайн среды и пр.

Особый интерес вызвало знакомство с информационно-аналитическими материалами проекта «Дети России онлайн»

  • Информационно-аналитический журнал «Дети в информационном обществе» (учрежден в 2009 г. в рамках Года безопасного Интернета в России)
  • Проект Фонда развития интернет «Дети России онлайн»
  • Методическое пособие «Интернет: возможности, компетенции, безопасность»
  • Практическая психология безопасности. Управление персональными данными в интернете: учеб.-метод. пособие для работников системы общего образования
  • Безопасный Интернет: увлекательные уроки для школьников

Итоги работы площадки:

В результате работы дискуссионной площадки были выявлены основные стратегии деятельности школы для обеспечения информационной безопасности детей и подростков. В этом направлении педагогам рекомендуется провести серию мероприятий деятельностного типа:

  • тренинги и практикумы, которые помогают осознать родителям ответственность по организации информационной среды дома,
  • тематические родительские собрания на основе смешанного обучения с использованием открытых сетевых ресурсов и очных обсуждений,
  • компьютерные практикумы для родителей с целью настройки программного обеспечения на домашних компьютерах и мобильных устройствах,
  • вовлечение родителей совместно со своими детьми в акции и квесты, например, в рамках ежегодного Международного квеста по цифровой грамотности среди детей и подростков «Сетевичок» (в 2017 году квест «Сетевичок» был номинирован Минкомсвязью России на престижную награду ООН Премию Всемирной встречи на высшем уровне по вопросам информационного общества (ВВУИО). Проведение мероприятий «Сетевичок» включено в перечень рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», прошедшие 17 апреля 2017 года в Совете Федерации, и проект плана мероприятий Концепции информационной безопасности детей 2017-2020 гг. и в сборник лучших региональных практик воспитания детей, реализующихся в рамках Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года),
  • организация социального партнерства с бизнесом через демонстрации материалов российских операторов мобильной связи и проведение учебных мероприятий для детей и родителей,
  • практикумы, в том числе и компьютерные по алгоритму изучения страниц ребенка в социальных сетях.


Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0515 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования