Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Институт » Кафедры » Кафедра филологического образования » Новости » О результатах проведения Областного конкурса, посвященного творчеству Максима Горького

О результатах проведения Областного конкурса, посвященного творчеству Максима Горького


Учредителем Конкурса является Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования».

 

Конкурс проводился с целью актуализации знаний обучающихся и учителей о вкладе М. Горького в литературно-общественную жизнь России и мира; для выявления и демонстрации инновационных методических приемов изучения в школе творчества М. Горького; для обсуждения актуальных проблем приобщения к чтению школьников Свердловской области.

 

С целями конкурса связаны его задачи:

  • выявление талантливых, творчески работающих учителей, содействие их поддержке и поощрению;
  • активизация педагогической деятельности педагогов;
  • обмен передовым педагогическим опытом в области преподавания литературы;
  • выявление новаторских подходов к формированию механизмов воспитания и развития читательской культуры обучающихся, распространение инновационного педагогического опыта.

 

Для участия в конкурсе педагоги представили в оргкомитет по электронной почте следующие материалы:

личное заявление на участие; 

письменное Согласие на обработку персональных данных участника

конспект урока по творчеству М. Горького.

 

Оценку работ производило жюри конкурса. Победители конкурса определялись на основании рейтингового списка.

 

Победителем конкурса признана Ветрова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 29, представившая урок по непрограммному произведению «Карамора» М. Горького.

Считаем, что выбор текста обоснован следующим. Рассказ «Карамора» внесен в список примерной программы ФГОС для 11 класса как возможное произведение для изучения. Тот же документ рекомендует знакомство с лекциями писателя и литературоведа Д. Быкова в старших классах. На сегодняшний день Д. Быков – единственный крупный биограф писателя-юбиляра. Ни одного конспекта урока по указанному рассказу в сети Интернет нет, поэтому автору  представляется данная работа весьма актуальной. Личный интерес педагога к творчеству М.Горького и литературоведческим работам Д. Быкова. Важно, что автор работы обращает внимание на том, что обучающиеся НЕ должны до урока читать рассказ. Если произведение их заинтересует – они прочитают его после, на прочтении учитель не настаивает. Целостный анализ рассказа НЕ является целью учителя, его задача – мотивировать учащихся к чтению в преддверии юбилея М. Горького. Конспект урока представлен в Приложении 1.

 

Призером конкурса признана Пантелеева Наталья Борисовна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №20 Серовского ГО, представившая урок-контрольную работу «Знание текста пьесы М.Горького «На дне»

Многие учителя – практики справедливо убеждены: разговор о произведении (тем более о сложном, философском) невозможен без вдумчивого прочтения, внимания к деталям, писательскому слову (особенно такому своеобразному - горьковскому). Поэтому после вводных уроков (в данном случае – урока «Пьеса «На дне» как социально – философская драма») целесообразно проводить урок – контроль освоения текста. В 10 -11-м классах принципиально не предлагаю тестовую форму (своеобразную «угадайку»), настаивая на ответах, данных самостоятельно и дополненных развернутыми письменными высказываниями. 3 блока работы – 3 варианта, которые обучающиеся выбирают самостоятельно, оценивая (опять же самостоятельно) уровень владения текстом (организационные моменты решает педагог: рядом сидящие ученики не могут работать над одним вариантом, поэтому возможны пространственные перемещения с учетом личностных предпочтений обучающихся). Отметка не зависит от варианта, выбранного учеником. За выполнение работы ставится 2 отметки: отдельно за первую часть и отдельно за ответы на вопросы.

Такой урок позволяет решить ряд задач.

1. Выявить уровень знакомства обучающихся с текстом (предметное знание);

2. Мотивировать внимательное, вдумчивое отношение к писательскому слову как одного из основных  условий предметного, осмысленного разговора о произведении;

3. Способствовать дальнейшему развитию аналитических умений учащихся (познавательные УУД);

4. Совершенствовать умение обучающихся в письменной форме высказывать свои мысли и суждения на основе прочитанного (коммуникативные и личностные УУД);

5. Продолжить работу над формированием умения адекватно оценивать уровень собственных знаний, т.е. самооценкой.

 

 

Для победителей и участников Заочного интернет-конкурса методических разработок, посвященных творчеству Максима Горького подготовлены сертификаты участников и дипломы победителей 

(забрать можно в ИРО по адресу: Академическая, 16, кабинет 337, телефон (343)369-29-86 (доб. 157).

 

Актуализируем ключевые идеи, высказанные в конспектах педагогами.

У каждой эпохи свои герои. Одной из знаковых фигур советского времени являлся, конечно, писатель Максим Горький. Бесчисленные библиотеки, школы,  театры, улицы огромной страны были названы  именем «гениального пролетарского писателя», «основоположника социалистического реализма». Дабы вызвать у советских граждан интерес  к творчеству классика, ставились многочисленные спектакли, осуществлялись экранизации, некоторые очень удачные. И все это, надо сказать, вызывало положительный отклик у людей. Важно отметить то, что именно в советские годы  поэтика горьковских образов навсегда вошла в плоть и кровь нашей культуры.

Так, русский человек, совершенно не задумываясь, порой всерьез,  порой с  иронией говорит словами горьковских героев: «рожденный ползать –   летать не может», «свинцовые мерзости жизни», «старухой Изергиль», «Человек! Это звучит гордо».

Сегодня писатель Горький за рубежом, пожалуй, более популярен, чем у себя на родине. В Праге в честь него названа улица, в Финляндии  –  небольшой городок, а в Италии в 2008 году даже была учреждена литературная премия его имени.

В свое время М. Горького высоко оценивали его современники. М. Цветаева, например,  говорила: «Горький –  это эпоха». А другие авторитетные исследователи свидетельствовали: «конец 19-начало 20 века прошли в России под знаком личности этого писателя». Фотографии Алексея Максимовича продавались тогда с лотков с таким же успехом, как сегодня изображения поп-звезд. «Слава его шла уже по всей России… русская интеллигенция сходила от него с ума», – утверждал И. Бунин. Подобная популярность объясняется, прежде всего, тем, что в российском обществе того времени царили либерально-революционные настроения. О степени признания писательского таланта Горького, безусловно, свидетельствует тот факт, что в 1902 году его избирают почетным академиком Академии российской словесности (правда, стоит заметить, что против такого решения общественности выступил сам царь).

К сожалению, сегодня с именем М. Горького, его наследием произошла печальная метаморфоза: «будучи знамением своего времени, он дожил до XXI века писателем широко неизвестным».  А между тем, если освободить сознание от идеологических штампов, то выясниться, что Горький заслуживает внимания, поскольку созвучен нашему времени. Только это надо суметь увидеть.

Как же возродить читательский интерес к мастеру слова, входящему в «первую десятку русских прозаиков 20 века»?

Считаем важной мысль педагогов о необходимо заинтриговать читателя-школьника. С этой целью один из участников конкурса обращается к деятельности писателя-публициста Дмитрия Быкова. В своей книге «Был ли Горький?» он утверждает: «Горький – писатель великий, чудовищный, трогательный, странный и совершенно необходимый сегодня». Очень любопытное высказывание!  Предлагаю поразмыслить над ним. Например, давайте разберемся, почему Д. Быков назвал  М. Горького «великим».

Пьеса Горького «На дне» давно уже не воспринимается, как только лишь социально-психологическая притча. Многие режиссеры видят в этом произведении символическую, аллегорическую  версию человеческой жизни, где все одиноки, разобщены и враждебны друг другу. А у вас какие чувства и эмоции вызывает это произведение? Нет ли у вас такого чувства, что эта пьеса написана о нашей жизни? Можно с уверенностью сказать, что мятежное, романтическое мироощущение  было свойственно Горькому и в зрелые годы.

«Я пришел в мир, чтобы не соглашаться»  –  эти слова являются жизненным кредо тех горьковских героев-бунтарей, которые являют собой авторское alter ego. Действительно, при вдумчивом прочтении произведений Горького нельзя не заметить: художественное мировоззрение  писателя  пронизывает пафос протеста. Причем, что  немаловажно, протеста не,  только против социальной несправедливости, но и против несовершенства человеческой природы (примечательны в этом отношении такие произведения, как «Человек», «Скуки ради», «Погром»).

Романтическим идеалом овеяны и мечты Горького-мыслителя о совершенной личности. Так, в центре знаменитого романа «Мать»  –  проблема  «строительства нового человека». Вообще, вопреки устоявшемуся мнению, это произведение нужно воспринимать не как пролетарскую прокламацию, а, скорее, как авторское Евангелие. Только вместо Отца-создателя – в центре повествования  предстает Мать – творец нового мира. Сцены же собраний рабочего кружка невольно вызывают ассоциацию с  тайной вечерей. А как вы понимаете это произведение?

Это очень интересно, но давайте вернемся к высказыванию писателя Д. Быкова. Скажите, разве допустимо о таком незаурядном человеке, талантливом писателе говорить «чудовищный»? Думается, Д. Быков взял на себя смелость так отозваться о Горьком, тщательно проанализировав его творчество. Не будет преувеличением сказать, что именно Максим Горький первым среди русских прозаиков занялся детальным художественным исследованием «низовой» подвальной жизни простого народа. «Свинцовых мерзости» русской жизни предстают на страницах горьковских произведений столь колоритно, ярко и зримо,  что поневоле возникает эффект присутствия. Это происходит, конечно, благодаря незаурядному писательскому дару Горького, а еще оттого, что практически все сюжеты основаны на личных авторских наблюдениях. Какие очерки и рассказы вы можете вспомнить,  где веет ужасом от картины беспросветной нищеты (рассказ «Страсти-мордасти»),  беспричинной  жестокости  (рассказ «Скуки ради»,  очерки «Вывод», «Погром») и шокирующими  описаниями распущенности городских «низов» (рассказ «Сторож»).

И после всего этого Д. Быков называет М. Горького «трогательным»? Почему? А дело в том, что горьковские произведения обладают существенной особенностью: неприглядные картины  русской жизни, не оставляют у читателя чувства безысходного омерзения. Спасает авторский пафос человеколюбия, сострадания и соучастия. К тому же Горькому нельзя отказать в художественном мастерстве – созданный им мир неизменно завораживает читателя. Так, случилось с его повестью «Детство», которая изобилует всевозможными страшными подробностями русской провинциальной жизни, но, тем не менее, оставляет впечатление чего-то светлого, обнадеживающего. К слову сказать, именно это горьковское произведение получило самую высокую оценку компетентных персон. И, действительно, Горький необыкновенно трогателен именно в этой повести: давайте вспомним, с какой любовью выписан образ Бабушки, какими неоднозначными красками дана фигура деда Каширина.

Литературная одаренность Горького – это аксиома.  Харизматичность его натуры отмечалась всеми людьми, знавшими его лично. И вместе с тем затруднительно дать однозначную оценку его  личности и наследия именно из-за того, что А. М. Горький – один из самых неоднозначных, противоречивых, «странных» писателей. И действительно, «странный» писатель…  Потому что  самой большой загадкой горьковского творчества остается то, как в писателе уживались симпатия к просвещенному Западу и необузданное азиатское жизнелюбие. Данное противоречие особенно заметно при знакомстве с горьковскими произведениями.  Давайте вспомним эти произведения. Какими вы видите представителей  «дикой, некультурной России»  («Коновалов», «Челкаш», «Мальва»),  и симпатичных писателю просвещенных интеллигентов («Жизнь Клима Самгина», «Дачники»)?

И все-таки, почему, по мнению Д. Быкова, Горький –   «писатель совершенно необходимый сегодня»? Писатель Максим Горький  по-прежнему  актуален. Ведь многие темы, мотивы и образы горьковского творчества до сих пор злободневны. Это, прежде всего, темы, раскрывающие проблему сильной личности, а также низовой жизни простого народа.

В творчестве Горького прослеживается также и другие проблемы, способные заинтересовать современного читателя.  В горьковских произведениях получает мотив этнической толерантности («Погром», «Мой спутник»),  тема прав и свобод женщины  («Вывод», «Детство», «Мальва»), образ истерзанного, обездоленного детства («Детство», «В людях», «Дед Архип и Ленька»), материнства («Мать», «Рождение человека», «Сказки об Италии»).

Стоит вспомнить  плеяду горьковских персонажей, которые раскрывают тему русского предпринимательства. Нельзя не отметить того, что истории Артамоновых, Вассы Железновой  весьма органично проецируются на сегодняшние реалии: та же ситуация быстрого обогащения и нравственного банкротства.

Особенно современно звучит горьковское осмысление проблем  русской интеллигенции. Я думаю, вам более или менее известна история  духовного краха Клима Самгина, но стоит вспомнить и героев таких почти забытых драматических произведений, как «Дачники», «Варвары», которые демонстрируют «бескрылый прагматизм», «профессионализм, не одухотворенный гуманистической идеей», «сытость, моральную безответственность и равнодушие»  –  все то, что сегодня, к сожалению, является сущностью многих успешных обитателей офисов.

И в то же время, перечитывая горьковские произведения, убеждаешься: на фоне рутинности, консерватизма, конформизма радиальный пафос Горького всегда звучит удивительно свежо и ново. И призывает к переосмыслению окостеневших стереотипов. По мере того как читаешь и перечитываешь горьковские произведения, неизменно приходишь к выводу: Максим Горький – это целая вселенная. И выводы по нему делать непросто.

Надеюсь, что в результате нашего диалога у вас появилась возможность посмотреть по-новому на такой феномен российской культуры, каковым является М. Горький.

 

  • Необходимо отметить, что на конкурс были представлены традиционные уроки по произведениям Горького «Детство», «Старуха Изергиль», однако они предполагают дифференцирванную работу. Рассмотрим пример: «Нравственные уроки детства» по повести М. Горького «Детство».

В качестве эпиграфа к нашему уроку я предлагаю прочесть слова У.Теккерея: Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу.

Цели урока. Словарная работа. Эпитет-…Сравнение-…Кластер…

Чтение и анализ отрывка из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок”.

Предлагаю вам прочитать отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок” и подумать над тем, какое отношение этот фрагмент имеет к повести А.М. Горького “Детство”.

Обучающиеся читают отрывок из сказки-были А.П. Платонова “Неизвестный цветок” (приложение 2).

Вопросы для обсуждения: - в каких условиях рос цветок? - как трудности закалили его характер? - изменился ли цветок? Подтвердите текстом. - благодаря чему он “стал настоящим цветком”? - раскройте смысл заключительной фразы: “И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его было видно даже в темную ночь”. - на чью судьбу похожа жизнь этого цветка-человека?

Выводы: в тексте использована аллегория. Цветок-человек под влиянием жизненных испытаний стал сильным, выносливым, от него исходит свет, он несет радость и добро другим. Его судьба сходна с судьбой А.М. Горького и героя его повести “Детство”.

Усвоение новых знаний. Первичное закрепление знаний.

Анализ повести А.М. Горького “Детство”.

А теперь обратимся к повести “Детство” и выясним, какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера.

Какие события происходят в жизни Алеши после смерти отца?

Расскажите о первых впечатлениях Алеши от пребывания в доме Кашириных.

В становлении характера человека многое зависит от того, в какое окружение попадает он.

Кто оказал влияние на формирование характера Алеши?

Выводы: Алеша оказался в семье, где родственники враждовали. Мальчик наблюдает ужасающие картины пьяной жестокости, озорства, издевательства над слабыми, семейных драк из-за собственности, извращающих человеческие души. и в то же время в его жизни появляются и другие люди, воплощающие совершенно противоположные качества: любовь к людям, милосердие, доброжелательность, сочувствие и соучастие, творчество Зачитывают и комментируют эпизоды, пересказывают отрывки

Игра. Закрепление изученного материала.

Работа в группах.

1 группа.

- какое влияние на Алешу оказала бабушка Акулина Ивановна? Как она воспитывала мальчика?

- в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается ее характер?

- раскройте позицию автора по отношению к бабушке.

Выводы: бабушка Акулина Ивановна много времени проводила с Алешей. Она рассказывала о своей нелегкой жизни, сказывала ему сказки. Мальчик наблюдал за тем, как она относится к Цыганку, мастеру Григорию. Алеша восхищался ее смелостью во время пожара и радовался вместе с ней на празднике. Бабушка стала для него самым дорогим и близким человеком. Она учила его быть добрым, смелым, терпеливым…

2 группа.

- в каких эпизодах повести наиболее ярко раскрывается характер деда?

- как и под влиянием чего меняется отношение Алеши к деду?

- какую роль сыграл дед Каширин в воспитании внука?

Учащиеся анализируют сцену пожара, болезни Алеши, обучения грамоте и формулируют вывод о роли деда Каширина в воспитании внука.

3 группа.

- какое влияние на формирование характера Алеши оказали Цыганок и постоялец Хорошее Дело?

Выводы: хорошее Дело открыл для мальчика дорогу в большой мир – мир науки. Общаясь с Цыганком, Алеша осознал важность таких качеств, как выносливость, терпение, взаимовыручка и трудолюбие.

4 группа.

- какие важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами?

- как автор объясняет, почему надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”?

Выводы: важные жизненные уроки усвоил Алеша, общаясь с “неумным племенем” и уличными ребятами, научился оказывать сопротивление, защищать себя, разбираться в людях, не поддаваться влиянию улицы, иметь собственное мнение.

М. Горький считает, что надо знать об этих “свинцовых мерзостях русской жизни”, чтобы уметь им противостоять (ответ подтверждается цитатой из текста повести).

Оцените работу групп, ответы одноклассников. Обучающиеся дополняют ответы одноклассников, оценивают работу каждой группы.

Работа над иллюстрациями к повести.

- рассмотрите иллюстрации Б. Дехтерева к повести “Детство”. Удалось ли художнику передать характеры горьковских героев?

- сформулируйте вывод по результатам анализа.

Какие жизненные испытания выпали на долю Алеши Пешкова и как они повлияли на формирование его характера?

Как вы считаете, нужны ли эти качества вам, современным школьникам?

Какие, на ваш взгляд, являются наиболее важными? Почему?

Приведите примеры жизненных ситуаций, когда эти качества вам помогли.

Чем заканчивается повесть “Детство”?

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы, опираясь на конкретные жизненные ситуации. Формулируют вывод по результатам анализа художественного произведения (перечисляют основные черты характера Алеши; называют героев, которые оказали влияние на мальчика, отмечают наиболее важные фрагменты). На доске и в тетрадях записываются черты характера Алеши, которые были сформированы под влиянием жизненных испытаний.

Повесть завершается эпизодом, когда дед Каширин отправляет Алешу “в люди”.

Рефлексия.

Как решается проблема воспитания в повести А.М. Горького “Детство”?

Спрогнозируйте будущее Алеши: сможет ли он адаптироваться в обществе?

Что в его характере для этого есть?

Выводы: в характере Алеши есть все важные личностные качества, необходимые для жизни. Автор считает, что его герой, пройдя через сложные испытания, приобрел жизненный опыт, извлек для себя уроки нравственности. Он не только сможет успешно адаптироваться в обществе, но и понесет людям “новое, светлое, жизнеутверждающее начало”.

Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек”

Обучающиеся читают отрывок из рассказа Ю. Яковлева “Большой красивый человек” (приложение 4).

Обучающиеся рассказывают о близких и дорогих людях, которые помогли им или их знакомым в трудных ситуациях.

Предлагаю вернуться к эпиграфу: Посейте поступок – и вы пожнете привычку, посейте привычку – и вы пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу. Прокомментируйте слова Уильяма Теккерея.

 

  • Отдельные уроки содержали необычный взгляд на творчество писателя, например урок «Музыка в жизни писателя М.Горького» (Урок-размышление по рассказу М. Горького «Музыка»). Представим конструкт урока по названной теме:

Мотивирование на учебную деятельность

- Ребята!  Сегодня на уроке внеклассного чтения мы постараемся открыть для себя новое в личности писателя М.Горького. Желаю вам на уроке творчества, интереса и успеха на всех этапах урока.

  Актуализация знаний

- Какие факты биографии писателя вам известны?

- Назовите наиболее понравившиеся прочитанные произведения этого писателя.

Целеполагание, постановка проблемы

- Можете ли вы ответить, как музыка помогала писателю в его творчестве?

(Ответить  на этот вопрос учащиеся, скорее всего, не смогут, поэтому выявляем причины затруднения,  выясняем проблему. Ученики самостоятельно формулируют тему и цель урока).

 - Обратимся к  эпиграфу  урока (вывешиваем на отдельно распечатанном листе после определения учащимися темы и цели урока.)

- Как вы понимаете смысл данного высказывания писателя?

- Итак, сегодня мы поговорим о малоизвестном рассказе М.Горького «Музыка», прочтение которого было дано вам в качестве домашнего задания. Сюжет рассказа очень прост. Полковник жандармерии в кабинете своего дома ведет допрос молодого студента, участвовавшего в подпольной деятельности. Когда полковник на секунду отлучился, арестованный вместо написания признания вдруг среди множества звуков услышал музыку, которая очаровала его. Вернувшись, полковник удивился, КАК слушает игру на фортепиано молодой человек. После недолгого разговора с ним, полковник заканчивает допрос. В рассказе поразительно ярко  показано влияние музыки на лю<

Время выполнения php скрипта: 0.0571 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования