Главная » Деятельность » Стажировочная площадка ФЦПРО » Стажировочная площадка 2017 » Мероприятие 2.2 » Новости » Межрегиональный семинар IV Летней школы «Ученик - в фокусе!»

Межрегиональный семинар IV Летней школы «Ученик - в фокусе!»


 


Команда   Свердловской области  приняла участие в работе межрегионального семинара  IV Летней школы «Ученик - в фокусе!», состоявшейся с 28  по


30 июня 2017 г в городе Ярославле. Организаторами  Летней школы является  Департамент образования Ярославской области и Институт развития образования Ярославской области http://www.iro.yar.ru/ В качестве партнёра выступила  Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». Участники семинара  были представители Алтайского края, Москвы, Нижегородской области, Республики Алтай, Санкт-Петербурга, Свердловской  и Ярославской области. В  живописных условиях базы «Мышкино подворье», расположенной на берегу Волги участникам Летней школы, а их было девяносто человек  предстояло разработать проекты по повышению эффективности работы школы на различных уровнях (школьном, муниципальном и региональном).

Открыли работу IV Летней школы представители  ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» с кратким отчётом  о реализации данного проекта  в Ярославской области  и  описанием ресурсов развития. Зуева Марина Леоновна, проректор по образовательной деятельности ГАУ ДПО ЯО ИРО


 представила  опыт работы ярославской области в  проекте http://www.iro.yar.ru/index.php?id=2067   Участники проекта – 40 школ http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1416 ,  которые  в разное время стали  его участниками, у  школ «первой волны» уже можно наблюдать положительную динамику, педагоги и руководители данных образовательных организаций проводят мастер – классы и оказывают консультационную поддержку школам-новичкам проекта. Институт развития образования Ярославской области является региональным координатором проекта и выступает как  коммуникационная площадка. Институтом предложена линейка мероприятий для школ: организована работа муниципальных координаторов (тьюторов); созданы управленческие команды школ; проводятся серии вебинаров и мероприятий для учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и учителей внеурочной деятельности. Марина Леоновна так же обозначила направления деятельности на 2017 год, а именно:  разработку и внедрение региональной модели поддержки школ; идентификация и сопровождение школ; создание сетевых профессиональных сообществ; разработку и внедрение мониторинга результативности программ. Институт развития образования Ярославской области в системе поддержки школ с низкими результатами формирует инфраструктуру поддержки школ, сопровождает изменения в управлении школой (управление по результатам), оценивает  результативность   реализации программ улучшений, обучает команды образовательных организаций, развивает профессиональное взаимодействие, обеспечивает деятельность школьных обучающихся сообществ, анализирует эффективность реализации программ улучшений и инициирует создание школ-консультантов.

 

 

 

 

 

 

Проректор Смирнова А.Н.


            Проректор по методической и информационной деятельности ГАУ ДПО ЯО «Институт развития образования» Смирнова Алевтина Николаевна представила концепцию региональной сети информационно-библиотечных центров  образовательных организаций Ярославской области ведущая идея  которой – организация сетевого взаимодействия школьных информационно-библиотечных центров для реализации федерального государственного стандарта. Региональная сеть ИБЦ осуществляет методическое, технико – технологическое  и информационное сопровождение региональной сети ИБЦ ОО. С 2016 года в Ярославской области 20 школьных информационно-библиотечных центров, 4 из них являются опорными, а в 2017 году количество  центров увеличится до 40. Алевтина Николаевна  также продемонтстрировала использование ресурса ЛитРес https://www.litres.ru/enter-school/  в работе школьных информационно-библиотечных центров.

 


     Немаловажную роль в реализации мероприятий проекта в Ярославской области играет организация дополнительного образования. Разумова Анжелика Борисовна - заведующий кафедрой  дополнительного и неформального образования ИРО ЯО представила региональную сетевую инновационную площадку по обновлению содержания и технологий дополнительного образования на основе принципов неформального и информального образования.  Анжелика Борисовна рассмотрела сеть с точки зрения совокупности учреждений, имеющих общие цели, ресурсы для их достижения и единый центр управления ими. Учреждения объеденены  по способу деятельности, совместному созданию и использованию информационных, инновационных, методических и кадровых ресурсов. Основанный на партнёрских отношениях и возможностях информационных технологий и систем. В рамках проекта кафедрой разрабатываются и реализуются инновационные программы  и технологии по актуальным направлениям ДОД  на основе принципов неформального и информального образования, а именно: образовательный туризм, математическое образование, инклюзивное ДО, техносфера ДО, театральная и музейная педагогика. По мнению Анжелики Борисовны, в каждой школе с низкими результатами должны действовать литературный кружок, театральная студия и т.д. для вовлечения обучающихся в творческую деятельность, способствующую развитию ребёнка.


         Заведующий кафедрой общей педагогики и психологии ГАУ ДПО ЯО ИРО, Назарова Инна Григорьевна представила Инновационный проект «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1230. как  ресурс развития образовательной организации. Служба медиации (примирения) –оформленная детско-взрослая команда, реализующая в образовательной организации восстановительный подход к конфликтам и правонарушениям несовершеннолетних. Инна Григорьевна рассмотрела службу медиации с точки зрения нормативно-правовых документов, в том числе Стратегии воспитания в РФ на период до 2025 года и «Концепции развития  системы профилактики  безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  на период до 2020 года. Назарова И.Г. рассматривала вопрос повышения эффективности работы школы с помощью службы медиации, которая должна создаваться в каждой школе, функционирующей в неблагоприятных условиях и имеющей низкие результаты. Институт развития образования Ярославской области реализует проект и тиражирует инновационные модели служб медиации (примирнения) в образовательной организации: территориальную модель службы примирения в Угличском и Тутаевском районе Ярославской области;  модель службы медиации в условиях сельского поселения, модель подготовки ровесников медиаторов,  модель службы медиации в условиях детского дома и вариативные модели организаций сферы образования. Так же ИРО ЯО был проведён конкурс «Лучший портфель медиатора» http://www.iro.yar.ru/index.php?id=1983 Участникам семинара «Ученик в фокусе» вручены буклет   инновационного проекта  «Развитие служб медиации в образовательных организациях Ярославской области». Диск «Лучший портфель медиатора-2016» и информационное письмо с приглашением к участию в режиме видеоконференции  дискуссионной площадке «Педсовет76» по теме «Школьные службы медиации: проблемы и перспективы развития» 17 ноября 2017 г.


      Работу семинара продолжили по теме «Поддерка школ,функционирующих в неблагоприятных социальных условиях: опыт, проблемы, пути решения, развитие»  возглавила данное направление  Надежда Викторовна Бысик -   аналитик  Центра социально-экономического развития школы Института образования НИУ ВШЭ. Надежда Викторовна рассмотрела подходы  к анализу региональных, муниципальных и школьных проектов повышения качества образования в образовательных организациях, работающих в сложных контекстных условиях. Система мер по  повышению качества работы школ нацелена на повышение  образовательных результатов каждого ребенка, независимо от его от места жительства, социального статуса семьи и др. факторов и, тем самым, улучшить результаты региональной системы образования, путем:

 

  • удержания  в фокусе внимания качества преподавания и результатов учащихся;
  • выявления школ, функционирующих в сложных контекстах и с низкими результатами;

объединения усилий для помощи школам, которые «тянут назад».

      С ответом на вопрос о том как живут сегодня неблагополучные школы и что они могут? выступила Пинская Марина Александровна, которая в режиме видеозаписи обратилась к участникам семинара «Ученик - в фокусе!».


      Горшков Владимир Юрьевич - начальник отдела мониторинга и анализа  ИРО ЯО совместно с  Зуевой  Мариной  Леоновной, проректором по образовательной деятельности, представили опыт Ярославской области  по идентификации результатов школ с низкими результатами. В школах, участвующих в проекте немаловожное значение отводится мнению родителей, обучающихся. В системе сетевого города действует он-лайн анкетирование, где родитель отвечает на вопросы по качеству образования и может вносить свои предложения. За прошедший период учтены мнения 150 000 родителей.

 

Владимиром Юрьевичем были представлены подходы к кластеризации школ в Ярославской области. Основания для кластеризации служили:

 

  • муниципальная/частная школа;
  • городская/сельская;
  • профильная /непрофильная/вечерняя;
  • численность контингента

 Сохранность контингента, вопрос, который вызвал дискуссию в зале. В какой степени администрация школы может отвечать за желание родителей и обучающихся уйти для обучения в другую образовательную организацию?

      Под школами с низкими образовательными  результатами  понимаются школы, которые в течение продолжительного периода демонстрируют по определённым показателям учебные результаты хуже. Чем все школы в данном кластере. Далее  были представлены показатели и критерии отбора школ (ФЦПРО 2.2) Критерий: устойчивые низкие результаты обучения на всех ступенях образования, ведущие к дезадаптации учащихся и препятствующие к продолжению их образования. Горшков В.Ю. обозначил общие проблемы Ярославской области:

-невозможность определения идеальных кластеров;

-размытость понятия «низкие результаты»;

-ограничения в анализе по предметам по выбору из-за малого количества сдающих.

Частные проблемные вопросы:

 -сколько и какие предметы брать для анализа результатов?

-при каом минимальном количестве участника экзаменов следует анализировать результаты?

-ЕГЭ, ОГЭ, НИКО сдаются в разных условиях, можно ли считать результаты равнозначными? Куда отнести школу со стабильно низкими результатами по ЕГЭ, но  2хорошими» по ОГЭ?

-Как поступить со школами, реализующими только программы ООО?

 

 В рамках деятельности коммуникационных площадок участники семинара были распределены на 2 секции:

  1. Секция для представителей регионов «Современные стратегии и задачи поддержки данной категории школ; Опыт регионов»
  2. Секция для школьных команд «Ученик в фокусе. Как достичь желаемого».

 


Второй день работы IV Летней школы в секции для представителей регионов  проходил в  прекрасных условиях веранды с видом на берега реки  Волги.   Надежда Викторовна  рассмотрела базовые подходы к проектированию модельных региональных и муниципальных программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях. Теоретически были рассмотрены типология школ; методика контекстуализации образовательных результатов и даны требования к региональным и муниципальным программам поддержки школ, школьным программам перехода эффективный режим работы. (Материалы прикреплены  в виде  презентаций, предоставленных Надеждой Викторовной Бысик). Работа секции прошла в дружеской атмосфере,  созданной участниками, где представилась возможность  взглянуть на опыт регионов РФ в решении проблемы повышения качества образования. В практической части подгруппам, на которые разделились участники секции 1  поэтапно были даны задания: создать «Портрет ученика», «Портрет родителя», «Портрет учителя» по предложенной схеме :

  

Типичные портреты участников образовательного процесса были созданы, обсуждены и использовались для разработки программ поддержки школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.

 

По предложенной контекстной карте подгруппам было предложено рассмотреть факторы  влияющие на деятельность образовательной организации, но сперва определиться с видом школы ( например: сельская депривированная школа и использовать фокус действия из презентации в приложении).

 

Распространенная структура программы была получена после длительного обсуждения целей и задач программы:

Мероприятия программы:

  1. Общее видение и инфраструктура;
  2. Профессиональное развитие педагогов;
  3. Взаимодействие школ;
  4. Мониторинг.
  5.  Полученные подгруппами  программы были  представлены участникам  Летней школы при подведении итогов работы.

 

 

В заключительный день работы Летней школы была представлены работа всех групп. Состоялась оценка школьных проектов по предложенным критериям. Проекты школ представлены в приложении. 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0367 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования