Главная » Институт » Кафедры » Кафедра информационных технологий » Новости » Информационно-методические дни (февраль-март 2017)

Информационно-методические дни (февраль-март 2017)


В рамках информационно-методических дней «Стратегические ориентиры и механизмы воспитания современных детей» работала секция «Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания»

Участниками секции стали руководители методических объединений классных руководителей, классные руководители, заместители директора по учебно-воспитательной работе, учителя-предметники, социальные педагоги, педагоги-психологи.

Модераторы секции от кафедры: Власова Елена Юрьевна, специалист центра дистанционных образовательных технологий ГАОУ ДПО СО «ИРО», Чусовитина Татьяна Алексеевна, специалист центра дистанционных образовательных технологий ГАОУ ДПО СО «ИРО», Шпарута Надежда Владимировна, доцент кафедры кафедрой ИТ ГАОУ ДПО СО «ИРО».

Секция проходила с целью определить возможности и риски социальных сетей для обучения и воспитания детей и подростков. Для реализации цели решались следующие задачи: актуализировать понятия «социальные сети», «воспитательная работа», представить и обсудить результаты исследований по выявлению цифровой компетентности школьников и родителей, представить и обсудить некоторые модели организации и поддержки различных сетевых активностей обучающихся (создание проектов, групп в социальных сетях, публикация результатов совместной деятельности классного коллектива и т.п.), мотивировать участников секции к освоению и включению в свою практику сетевых форм организации взаимодействия с обучающимися и родителями.

Секция работала во всех округах: Артинский ГО, Пышминский ГО, Асбест, Екатеринбург, Серов, Нижний Тагил.

Для достижения цели работы секции (определить возможности и риски социальных сетей для обучения и воспитания детей и подростков) в ходе работы были решены следующие задачи: актуализация понятий «социальные сети», «воспитательная работа», представление и обсуждение результатов исследований по выявлению цифровой компетентности школьников и родителей, представление и обсуждение некоторых модели организации и поддержки различных сетевых активностей обучающихся (создание проектов, групп в социальных сетях, публикация результатов совместной деятельности классного коллектива и т.п.), мотивация участников секции к освоению и включению в свою практику сетевых форм организации взаимодействия с обучающимися и родителями.

На первом этапе участникам предлагалось определить проблемное поле: просмотр и обсуждение видео. Два сюжета Социальные сети и дети (4 мин.), Социальные сети и дети (4 мин.), Ребенок и социальные сети (4 мин.). Получены следующие суждения: «зависимость, отсутствие ограничений», «опасности для жизни и здоровья», «детская смертность», «подмена реальной жизни на виртуальную», «доступный инструментарий социальных сетей», «отсутствие контроля родителей», «отсутствие компетентности родителей», «с какого возраста дети начинают пользоваться соц.сетями? с какими целями?». В ходе обсуждения обозначены две категории решения указанных проблем: запреты и альтернатива (образовательные сетевые активности), а также комплексное решение проблемы через объединения усилий школы, родителей и государства (законодательство), регистрация детей в соц. сетях только с 13 лет, только с согласия родителей или по паспорту, обеспечить участие детей во внеурочной деятельность (кружках, секциях), реальное общение детей и родителей (общие дела и мероприятия), проводить активные формы работы с родителями.

На втором этапе состоялась актуализация понятий «социальные сети», «воспитательная работа», каждая группа участников сформулировала 3 тезиса, которые определяют взаимосвязь понятий «воспитательная работа» и «социальная сеть» (своими словами, опираясь на определения):

  • в группах по интересам происходит влияние на человека,
  • социальные сети могут обеспечить возможность продвижения социальных проектов,
  • социальная сеть ‑ способ познания ребенка,
  • соц.сеть ‑ фактор риска в формировании личности,
  • технологии, направленные на формирование личности, это работа в социальных сетях или коммуникация и социализация, возможность управления процессом «зависания» детей в социальных сетях, пути вывода детей из западни,
  • воспитательная работа обеспечивает приобщение к ценностям, возможно осуществление через соц.сети.

Далее модераторами были представлены результаты исследований по выявлению цифровой компетентности школьников и родителей на основе материалов общероссийского исследования «Цифровая компетентность подростков и родителей», исследования Фонда Развития Интернет http://detionline.com. Полученные исследовательские данные делают еще более актуальным тезис о том, что основа безопасности детей в интернете — это прежде всего образование и воспитание, а не регулирование.

Участники обсуждения отметили довольно низкий уровень сетевой компетенции родителей учащихся и недостаточную заинтересованность в его повышении с целью более активного участия в анализе и контроле сетевой активности своих детей. Среди названных педагогами причин лидируют «родители боятся, что, беседуя с ребенком об опасностях сетей, сами привлекут его внимание к социальным сетям», «родители не понимают сами всех возможных опасностей», «уверенность родителей, что их ребенок не может попасть в сложную/опасную ситуацию при использовании интернета/социальных сетей». В этом отношении необходима дополнительная разъяснительная работа с родителями со стороны классных руководителей, психологов.

В процессе проведения секции совместно с педагогами были определены возможные причины участия детей в различных (в том числе закрытых) группах социальных сетей: отсутствие контроля со стороны родителей; раннее использование детьми гаджетов, что влечет за собой подмену реального мира виртуальным; большое количество свободного времени у детей; недостаточная информированность детей и родителей об онлайн-рисках. Также были предложены возможные решения данных проблем: планомерная работа с родителями и детьми по разъяснению рисков в сети, вовлечение детей в альтернативные виды деятельности в реальном мире, привитие культуры работы в сети, привлечение в школьный штат психологов-профессионалов.

На этапе выполнения проектного задания – проектирование мероприятия с детьми, родителями и педагогами – участники секции предложили различные модели мероприятий, определили возможные трудности в реализации этих мероприятий и их пути решения родителями, школой:

а) проектирование мероприятия с педагогами: зачем я иду в соц.сеть? Что мне необходимо знать, чтобы я был интересен ребенку? С какими проблемами я столкнусь? Приобретение опыта участия сетевого проекта.

а) Проектирование мероприятия (классного часа, беседы, проекта) с обучающимися на тему "Моя страница в социальной сети“ ("Наедине со всеми"): тематические проекты, использование страниц в соцсетях для реализации сетевых проектов.

б) Проектирование родительского собрания на тему "Мой ребенок в социальной сети: совместные проекты родителей и детей с фиксацией в соцсетях, беседы с приглашенными специалистами, показать практику, какие есть соцсети, их возможности.

На заключительном этапе работы секции были подведены итоги, выявлены возможности активизации использования социальных сетей и иных интернет-ресурсов в организации воспитательной работы образовательных организаций.

Стикеры «Возможности и риски социальных сетей для обучения и воспитания детей и подростков».

  • «На секции было полезно узнать рекомендации для родителей, совместные проекты родителей и детей с фиксацией в соцсетях, опыт других педагогов, подумать о своих детях, понимание необходимости обучения и воспитания в соцсетях, а не регулирования».
  • «Я смогу применить на реальном родительском собрании предложенные идеи работы с родителями, интернет-ресурсы для образовательных маршрутов с родителями, проведу совещание на эту тему с педагогами».
  • «Я планирую научиться создавать свои сетевые проекты, появилась мотивация, создать блог».


Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.038 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования