Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Институт » Кафедры » Кафедра филологического образования » Новости » Информационно-методический день (октябрь 2016)

Информационно-методический день (октябрь 2016)


 

В рамках проведения информационно-методического дня  преподаватели  кафедры филологического образования и кафедры общественно-научных дисциплин организовали работу секции «Преодоление профессиональных дефицитов педагогов в формировании  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы​».

 

В работе секции приняли участие руководители методических объединений, учителя русского языка и литературы, истории и обществознания.  Общее число участников: 51 человек.

 

Работа была организована в форме дискуссии с элементами тренинга.

 

Цель работы секции заключалась в выработке стратегии преодоления   профессиональных дефицитов педагогов в формировании  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы.

 

Обсуждение проблемных вопросов участниками секции выстраивалось исходя из ключевых моментов доклада ректора ГБОУ ДПО СО «Институт развития образования» О.В. Грединой о качестве образования в Свердловской области, перспективах его развития, и ориентировалось на  решение следующих задач:  

 

1. Определить профессиональные дефициты педагогов в формировании метапредметных и предметных компетенций обучающихся (русский язык, литература, история, обществознание)

 

2. Проанализировать причины профессиональных дефицитов педагогов в формировании метапредметных и предметных компетенций обучающихся (русский язык, литература, история, обществознание)

 

3. Диагностировать типичные затруднения обучающихся при работе с текстом (анализ текстоориентированных заданий ГИА)

 

4. Показать соотнесение видов речевой деятельности обучающихся с предметными и метапредметными результатами образования (по итогам ГИА)

 

5. Определить образовательные технологии, эффективные в аспекте формирования  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы.

 

Организация работы секции осуществлялась представителями двух кафедр института:

 

Долинина Т.А., зав. кафедрой филологического образования ИРО

 

Мельникова Е.В., зав. кафедрой общественно-научных дисциплин ИРО

 

Юшкова Н.А., доцент кафедры филологического образования ИРО

 

 

Работа секции была организована в соответствии с обозначенными задачами.

 

Для  выявления профессиональных дефицитов педагогов в формировании метапредметных и предметных компетенций обучающихся (русский язык, литература, история, обществознание) была организована дискуссия. Направление обсуждения задали статистические результаты экзаменов по предметам, коррелирующие с типичными методическими затруднениями учителей русского языка, литературы, истории, обществознания. Это позволило выявить профессиональные дефициты педагогов в формировании метапредметных и предметных компетенций обучающихся.

 

Для определения причин этих затруднений была проведена работа по микрогруппам (в каждую микрогруппу входили учителя разных предметов) для анализа типов текстоориентированных заданий, использующихся в современных КИМах: определение перечня УУД обучающихся, необходимых для выполнения заданий, установление соответствий в заданиях разных предметов и т.п.

 

Участники микрогрупп пришли к следующим выводам.

 

Несмотря на отличие в содержании заданий и некоторых их форм (например, при выполнении заданий по истории экзаменуемым необходимо работать с таблицей) отмечается общее соответствие в характеристике заданий в аспекте работы с представленной информацией (восприятие, понимание, осмысление), в аспекте построения текста сочинения (развернутого ответа). 

 

Экзаменуемые должны  показать сформированность следующих общеучебных и логических универсальных учебных действий:   

 

  • понимать данный в КИМе текст в целом, выделять его основные идеи и структуру;

 

  • осуществлять поиск  информации по заданному аспекту и интерпретировать ее;

 

  • систематизировать, анализировать и обобщать информацию;

 

  • различать информацию разного типа (факты и мнения, аргументы и выводы) и др.;

 

  • формулировать на основе приобретенных  знаний собственные суждения по определенным про­блемам;

 

  • подбирать   аргументы для обоснования своего мнения;

 

  • уметь выстраивать текст сочинения в соответствии с требованиями.

 

Анализ заданий в аспекте УУД обучающихся показывает, что изучение русского языка, литературы, истории, обществознания по-прежнему ориентировано на предметный результат (изучение тем, разделов и т.п.), а не на метапредметный результат.  Отсутствуют единые подходы, необходимые для организации методически грамотной работы с текстом.

 

Для решения третьей и четвертой  задачи секции был организован обмен мнениями по проблемам:

 

- Виды речевой деятельности обучающихся и предметные и метапредметными результаты образования (по итогам ГИА);

 

- Образовательные технологии, эффективные в аспекте формирования  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы.

 

Участники секции отметили, что современные контрольно-измерительные материалы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию предполагают следующее: в ходе своей работы обучающиеся должны уметь не только быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, но и выбрать правильный способ восприятия предлагаемой готовой информации, ее анализа, переработки и адекватного предъявления своего материала. Для этого школьникам необходимо владеть  разными видами чтения (просмотровое, изучающее, поисковое и т.п.), применять в зависимости от учебного задания стратегии и тактики переработки информации.

 

Актуальность методической проблемы освоения стратегий и тактик чтения обусловлена не только   трудностями, с которыми сталкиваются школьники при выполнении заданий по текстам, предлагаемым на ОГЭ и ЕГЭ, но и низкими показателями результатов международных исследований в области чтения, общими проявлениями читательской культуры в современном обществе. Это приводит к типичным затруднениям экзаменуемых:

 

- неумение применять знания, почерпнутые из  источника  информации, для решения конкретной проблемы;

- неумение осуществлять  перенос содержащейся в тексте информации в иной контекст, использование ее для осмысления и объяснения актуальных фактов и процессов реальной жизни, практических жизненных ситуаций;

- неумение   подбирать фактическую аргументацию, обосновывать свою позицию, что может быть обусловлено в том числе невысокой общей культурой и эрудицией обучающихся.

 

 

Образовательные технологии, эффективные в аспекте формирования  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы

 

В практике школьного преподавания при работе с текстом не всегда  используются технологии,   ориентированные на  обучение разным видам чтения, на отработку конкретных стратегий и тактик понимания текста.

 

Образовательные технологии должны учитывать: 

-   особенности чтения как вида речевой деятельности;

- группы факторов,  определяющие восприятие информации (в том числе с учетом функционально-стилистической характеристики текста, с учетом типа речи – описание, повествование, рассуждение);

- необходимость   интегративного подхода к осмыслению текста,

-  необходимость использования  системы заданий, включающих различные   механизмы понимания прочитанного, в том числе формирующие умение глубокого понимания текста.

 

Сам учитель должен владеть тактиками и стратегиями чтения, между тем многие педагоги не осознают  значимость чтения как метапредметного умения, сами испытывают трудности в осмыслении и интерпретации текста.

 

Кроме того, ни обучающиеся, ни педагоги не учитывают метапредметный характер результатов, на которые нужно ориентироваться при выполнениитекстоориентированныхзаданий. Это приводит к изолированности методических подходов в обучении к выполнению заданий такого типа на разных предметах.

 

 

По итогам работы секции были сформулированы рекомендации и предложения, учитывающие интересы различных субъектов образовательного процесса.

 

 Рекомендации для педагогов

 

1. В работу методических объединений и в индивидуальную работу педагогов включить анализ материалов диагностики результатов итоговой аттестации с целью выявления содержательных причин ошибок обучающихся.

2. Использовать эффективные образовательные технологии для обеспечения предметных и метапредметных результатов.

3. Выстраивать грамотную работу с текстом на уроках разной предметной направленности для формирования и развития УУД обучающихся, значимых для получения не только предметного, но и метапредметного результата образования.

 

В процессе обучения использовать разнообразные типы текстов;

формировать умения обучающихся находить, интерпретировать, комментировать информацию, полученную из текстов разных типов (сплошной текст, таблица, иллюстрация, схема, диаграмма   и др.);

развивать способности обучающихся, позволяющие  формулировать и аргументировать собственное суждение по актуальному проблемному вопросу;  

выстраивать задания по работе с текстом с опорой на межпредметные связи.

 

4. В образовательном процессе применять современные технологии   мониторинга,  позволяющие своевременно диагностировать качество сформированности предметных и метапредметных результатов.

 

 

Рекомендации для администрации образовательных  организаций

1. В программу работы образовательной организации  включать анализ материалов диагностики результатов итоговой аттестации с целью выявления содержательных причин ошибок, допущенных  экзаменуемыми (незнание алгоритма действий,  неверная организация деятельности на конкретном этапе работы по алгоритму, невладение определенными универсальными учебными действиями, незнание конкретного учебного материала, психологические причины и т.д.).

2. В программу работы  образовательной организации  включать вопросы выработки единого речевого режима. Необходимо разработать комплекс мер, направленных на развитие видов речевой деятельности всех участников образовательного процесса в урочной и внеурочной деятельности.

3. В программу работы образовательной организации    включать вопросы по организации работы с учительским корпусом по преодолению профессиональных дефицитов педагогов в формировании  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы.

4. Программа работы образовательной организации  должна ориентироваться на создание условий для воспитания речемыслительной, коммуникативной, речевой культуры  обучающихся общими усилиями всех педагогических работников школы.

 

 

Рекомендации и предложения в адрес Института развития образования

 

1. Для оптимального использования результатов государственной итоговой аттестации необходимо широко представлять педагогическому сообществу области информационно-статистические и аналитические материалы.

2. В образовательные программы кафедры филологического образования и кафедры общественно-научных дисциплин включать рекомендации по организации работы учителя в формировании предметных и метапредметных результатов  обучающихся;

 

3. Кафедре филологического образования и общественно-научных дисциплин подготовить методические рекомендации:

- ориентированные на преодоление профессиональных дефицитов педагогов в формировании  метапредметных и предметных компетенций обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы

- ориентированные на организацию работы педагогов с обучающимися, ориентированной на качественные предметные и метапредметные результаты обучающихся в ходе освоения общественно-научных дисциплин, русского языка и литературы​;

- ориентированные на введение единого речевого режима в образовательных организациях.

 

 

4. Включить в дополнительные профессиональные программы повышения квалификации или  необходимости разработать  и реализовать новые программы повышения квалификации по обозначенным в п. 4 проблемам.

 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0331 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования