Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Новости » Архив » Первый день III международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»

Четверг, 25 февраля 2016 г.

Первый день III международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству»


 

   25.02-26.02 2016 года ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования» проводит III международную научно-практическую конференцию «Инженерное образование: от школы к производству».

   Конференция посвящена  актуальным проблемам системы непрерывного инженерно-технического образования на основе преемственности профессионального самоопределения обучающихся.

 

   Задачи конференции:

  1. Обсудить эффективные модели взаимодействия «школа – СПО - вуз –производство» в организации инженерно-технического образования.
  2. Определить эффективные образовательные технологии сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на всех уровнях образования.
  3. Представить и способствовать популяризации и продвижению лучших инновационных практик по формированию инженерных компетенций у обучающихся.

 

   На сайте videovks.irro.ru осуществляется трансляция пленарного заседания и дискуссионных площадок научно-практической конференции.

 

   1 день - 25 февраля

 

  III международную научно-практическую конференцию «Инженерное образование: от школы к производству» открыл Первый заместитель Министра общего и профессионального образования Свердловской области, к.экон.н. Пахомов Алексей Александрович. 

 

   Алексей Александрович отметил особенность современной ситуации в российской экономике, которая характеризуется сменой технологического уклада, определяющей новое поколение инженерных и технических кадров. В этой ситуации нет известных ответов на вопросы, как готовить инженеров, какие применять образовательные технологии. Однако понятно то, что для решения этих вопросов требуется дополнительное ресурсное обеспечение. В Свердловской области реализуется Комплексная программа «Уральская инженерная школа», которая финансируется в объеме 200 млн. рублей ежегодно. Программа позволяет поддержать новые формы работы (уже действуют 11 новых станций, 8 студенческих конструкторских бюро, 5 специализированных центров компетенций Worldskills, проект «Школа юных пилотов и др.). Но инновации могут состояться только, если инновационные процессы возглавят заинтересованные люди. В этом контексте Международная научно-практическая конференция «Инженерное образование: от школы к производству», проводимая Институтом развития образования, очень важна. Это встреча заинтересованных людей, способных поделиться опытом и новыми творческими разработками. Алексей Александрович пожелал продуктивной работы участникам конференции.

 

   Далее с приветственным словом к участникам конференции как к единомышленникам обратилась директор образовательных программ LEGO Education в России и странах СНГ Ломбас Ольга Владимировна.

 

   Ольга Владимировна отметила, что конференция этой тематики проводится Институтом развития образования третий год, и за этот промежуток времени сделано  очень много именно в Свердловской области, где наиболее остра потребность в инженерных и инновационных кадрах. Есть яркие примеры деятельности Института развития образования по поддержке талантов и навыков XXI века: создано 38 центров инженерного образования. Особая роль Института заключается и в том, чтобы объединять опыт и знания в единую концепцию, формировать видение общей базы образовательных возможностей.

 

   Ольга Владимировна представила для педагогов-участников конференции информацию о конкурсе «СТЕМ Педагог -2016 по версии  LEGO Education/ LEGO Education Teacher Award» (подробности на сайте LEGO Education.ru)

 

   Ректор ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», доцент, к.п.н. Гредина Оксана Владимировна сформулировала основную идею научно-практической конференции – это создание межрегиональной сетевой образовательной среды, которая начала формироваться Институтом в рамках деятельности федеральной стажировочной площадки. При реализации лотов было создано 38 ресурсных центров технической направленности (10 из которых на базе дошкольных образовательных организаций и 28 на базе организаций общего образования). И сегодня возможно расширение сетевой образовательной среды за пределы области: нашими партнерами и участниками конференции являются коллеги из Челябинской области во главе с Министром образования А.И.Кузнецовым, коллеги из Перми, Москвы, Татарстана, Италии и Израиля. Но при достижении нашей цели нужно иметь в виду и вертикаль образования – технологическую преемственность всех уровней образования (дошкольного, общего, профессионального и высшего). Представители всех уровней образования также присутствуют на нашей конференции. Работают выставки базовых площадок Института, ресурсных центров, где свои достижения демонстрируют  обучающиеся.

 

   Пленарные выступления продолжил к.п.н. Кувшинов Сергей Викторович, проректор МГТУ «Станкин» (Москва). В докладе «Гейметизация образования: большие успехи и реальные тревоги»  Сергей Викторович определил как задачи инженерно-технического образования, так и проблемы современного состояния образования. Докладчик подробно остановился на задаче формирования инженерных метакомпетенций, среди которых важными оказываются и способности личной саморегуляции. Следующая по значимости задача - это методологическая перестройка обучения: следует идти не от учебных дисциплин к проектной деятельности, а от постановки проблемы, задачи проектной деятельности к предметному содержанию. От отдельных дисциплин целесообразно обратиться к интегративным курсам, где разрозненные клочья учебников сложились бы в единое знание. Докладчик осветил основные тренды современного образования: «планшетизация», «мобилизация», «гейметизация», «фридизация» (модельные классы 3D образования), технологии студии и технологии хромакей, трехмерное прототипирование и др. Одна из стратегий образования – роботехнические системы. Гейметизация имеет такой мощный образовательный и культурный ресурс, что Атлас новых профессий (разработанный в Сколково) прогнозирует наряду с исчезновением профессии учителя и лектора (преподавателя) появление специальности «игропедагог» и «игоромастер». Однако обострились серьезные проблемы образования: катастрофическая потеря грамотности и вычислительных способностей;  распространение суррогатного языка коммуникаций СМС-сообщений и интернет-чатов; виртуализация общения; прогрессирование клипового мышления, замена текста визуальными объектами ограниченной информационной ёмкости; компрессия осмысления (от Fast food к Fast learning).

Докладчик заключил, что играть важно, но важно и не заиграться.

 

   Заслуженный учитель России Ловягин Сергей Александрович, к.п.н., директор Института физики, технологии и информационных систем МПГУ (Москва),  представил современные учебно-методические комплексы для реализации программ инженерного образования. Докладчик раскрыл особые возможности для учителя  в рамках технологии WeDo.2.0. Сергей Александрович заметил, что научная и техническая грамотность не тренд ФГОС, это доказывает сравнительная характеристика NGSS (стандарта США) и ФГОС (ПООП НОО). В то время как нужна преемственная линия развития универсальных учебных действий. В данном смысле WeDo.2.0. - это УМК для формирования универсальных учебных действий и технических компетенций, поскольку представляет собой полноценный комплект оборудования, подробное методическое обеспечение, учебные материалы для обучающихся, цифровую оболочку курса, вариативность. Все это и означает подготовленного педагога. То, что оборудование нужно вместе с обученным педагогом, Lego понял это первым. Поэтому  Lego  -  это игра для того, чтоб учиться, это точка входа в любое содержание и средство формирования универсальных учебных действий. Lego  системно используется для подготовки учителей. МПГУ разработал курс «Учимся вместе с Lego”, цель которого гибко встраивать работу с УМК на основе наборов Lego в образовательный процесс начальной школы.

 

   Директор школы элитного общего образования Высшей инженерной школы УрФУ (Екатеринбург) к.т.н. Мизгулин Вячеслав Владимирович представил опыт реализации курсов по системной инженерии на разных образовательных уровнях в контексте Уральской инженерной школы.  Вячеслав Владимирович предложил участникам конференции взглянуть на вопросы инженерного и технического образования в более широком контексте.  Почему инженеры снова в моде? Этому способствуют глобальные проблемы: истощение ресурсов, мировой финансовый кризис, зависимость экономики России от мирового рынка, новые социально-психологические проблемы, порожденные развитием техники. Однако известно, что мы копируем достижения и технологии из внешнего мира. Но нужно ли это делать? Целесообразно исходить из существующей российской действительности, из местной специфики. Пора думать по-новому.   

 

   Директор МАОУ лицей №180 «Полифорум» (Екатеринбург) Крылов Алексей Валентинович представил модель высокотехнологичной образовательной среды лицея для реализации непрерывного инженерного образования. Алексей Валентинович не согласился с упомянутым докладчиком Кувшиновым С.В. Атласом новых профессий (Сколково) на предмет исчезновения классической профессии учителя. Он полагает, что только факт прямого общения учителя и ученика может быть успешным в образовательном процессе. С позиции сохранения ценностей Алексей Валентинович обратил внимание аудитории на субъектов образования: учителя, родителей, самих обучающихся, их целеполагание. (Пример докладчика: лицей открывает планетарий в том числе и для родителей, родители становятся союзниками учителей в деле изучения естествознания). Не обязательно корректировать все содержание образования, лучше вводить элементы технической и технологической культуры (в рамках курса истории – историю техники, в рамках предмета «русский язык» - осваивать технические термины и т.д.). Для развития инженерных компетенций обучающихся необходима интеграция общего и дополнительного образования, совершенствование материально-технической базы (мастерские, лаборатории, использование линейки конструкторов), целесообразно открыть заводы для школьников, сделать экскурсии на предприятия не прогулкой, а обучением, который ведет специалист. Одной из важнейших задач введения инженерного образования является обеспечить возможность каждому обучающемуся презентовать свои проекты.

 

   Сальцев Андрей Александрович, директор образовательного центра ОАО Первоуральский новотрубный завод», (г. Первоуральск) представил доклад «Система взаимодействия образовательных организаций и работодателей как ресурс развития инженерно-технического образования (опыт реализации проектов Образовательного центра ОАО «Первоуральский новотрубный завод»)». Андрей Александрович объяснил сложность проблемы перспективной подготовки кадров для промышленного производства. Знает ли производство, кто ему нужен в перспективе 5-10 лет? Производство очень динамично, старые специальности исчезают, производственные процессы, если не изменяются радикально, то оптимизируются. Поэтому остается вопрос:  как готовить студентов колледжа в такой ситуации?

 

   В контексте доклада Гредина Оксана Владимировна возобновила разговор о сетевой образовательной среде, предложила проведение практики в СПО и  изучение определенных тем технических дисциплин (например, тему «Электричество») в школе на производстве и силами технических специалистов. Эти предложения нуждаются в совместном решении.

 

   Ляушин Вадим Петрович, директор по развитию ООО «Униматик», представил на конференции производственников и рассказал о подготовке кадров для машиностроительных предприятий на базе инженерного центра «Униматик».  С целью решения проблемы нехватки кадров для работы на импортных станках был создан учебный центр с применением тренажеров для обучения станочников. В настоящее время возникла следующая проблема:  кто будет обеспечивать работу импортных станков после окончания срока гарантийного обслуживания?  С зарубежными партнерами созданы УМК, используются тренажеры для подготовки специалистов технического обслуживания заводского оборудования. Вадим Петрович пригласил образовательные организации в учебный центр для передачи опыта. Ниша обучения станочников свободна и крайне востребована заводами.

 

   Nachum Arieh, генеральный директор Scientific Educational Systems (Научные Образовательные Системы) (Израиль), представил систему технического образования в Израиле.  В Израиле есть школы с техническим профилем и без него, хотя в последних тоже присутствует техническое углубление в рамках естественнонаучных предметов. В технических школах изучают собственно технические дисциплины (электроника, электрика, механика и др.). В школах имеется дополнительное  образование по направлению робототехники.  Далее выпускники учатся на инженера еще 1-2 года и уходят в армию по своей специальности, где получают практическую подготовку. В стране существует 50 технических колледжей и 5 технических университетов, что для Израиля достаточно много. Одна из главных тенденций технического образования в Израиле – развитие креативного мышления ребенка. Конкурсы по робототехнике не позволяют использовать когда-либо ранее найденные решения, они стимулируют участников генерировать принципиально новые решения. Все это связано с высокой конкуренцией технических и инженерных специалистов в Израиле, что заставляет искать новизну и учить больше не математиков и физиков, а инженеров. Поэтому в Израиле большое количество инженеров (на 1 вакансию – 10 инженеров) и каждый мечтает создать свою компанию.

 

   Пленарное заседание первого дня завершило выступление Татьяны Сергеевны Хамалитдиновой, директора Центра информационных технологий (Татарстан). Татьяна Сергеевна остановилась на специфике производственной сферы Татарстана (нефть, точное приборостроение, it-технологии). В силу чего необходимо привлечь детей к программированию, поэтому робототехника приходит в школу и детские сады. Докладчик рассказала об Иннополисе – единственном городе, построенном в постперестроечную эпоху. Девиз города: «Живи, учись, отдыхай!». В Иннополисе есть университет, школа  it-лицей, детсад. Основная проблема инновационного образования: какой должен быть педагог, чтобы увлечь детей?

 

   После обеденного перерыва начались

 

- Практические демонстрации и мастер-классы для педагогов начального общего образования

Развитие языковых навыков и изучение математики в начальной школе с помощью решений LEGO Education.

Ведущий: Юрий Вирич, ведущий маркетинг менеджер LEGO Education

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов начального общего образования.

Ведущий: Максим Васильев, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, президент РАОР, г.Москва

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов начального общего образования.

Ведущий: Денис Чернышов, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, г.Москва

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов начального общего образования.

Ведущий: Максим Васильев, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, президент РАОР, г.Москва

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов начального общего образования.

Ведущий: Денис Чернышов, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, г.Москва

Развитие языковых навыков и изучение математики в начальной школе с помощью решений LEGO Education.

Ведущий: Юрий Вирич, ведущий маркетинг менеджер LEGO Education

 

- Практические демонстрации и мастер-классы для педагогов дошкольного образования

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов дошкольного образования.

Ведущий: Андрей Сергеевич Гурьев, руководитель научно-методической лаборатории образовательной робототехники ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», г.Москва

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов дошкольного образования.

Ведущий: Екатерина Анатольевна Гудкова, ведущий менеджер по работе с клиентами LEGO Education, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, г.Москва

Мастер-класс «LEGO Education в дошкольном образовании. Опыт применения в дошкольном образовательном учреждении»

Ведущий: Майя Ивановна Склярова, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, Директор центра раннего развития, г. Москва

Мастер-класс «LEGO Education в дошкольном образовании. Опыт применения в дошкольном образовательном учреждении»

Ведущий: Майя Ивановна Склярова, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, Директор центра раннего развития, г.Москва

 

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов дошкольного образования.

Ведущий: Андрей Сергеевич Гурьев, руководитель научно-методической лаборатории образовательной робототехники ГАОУ ДПО «Центр педагогического мастерства», г.Москва

 

Практическая демонстрация новой образовательной робототехнической платформы WeDo 2.0 для педагогов дошкольного образования.

Ведущий: Екатерина Анатольевна Гудкова, ведущий менеджер по работе с клиентами LEGO Education, сертифицированный тренер Академии ЛЕГО, г.Москва

 

- Практические демонстрации и мастер-классы для педагогов основного и среднего общего образования

Мастер-класс «Образовательная робототехника на уроках математики и информатики. Обучающие проекты»

Ведущий: Соловьева Лариса Евгеньевна, учитель информатики МАОУ СОШ № 4, тренер сборной команды РФ WRO, г. Миасс

Эксперт: Волкова Ирина Александровна, ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Мастерская «Применение наборов LEGO MINDSTORMS Education EV3 на уроках информатики и программирования в основной школе»

Ведущий: Копосов Денис Геннадьевич, учитель информатики, Гимназия №24, г. Архангельск.

  • : Медведева Милана Борисовна, ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Мастер-класс «Проектно-исследовательская деятельность обучающихся на уроках физики»

Ведущий:

Ершов Михаил Георгиевич, учитель физики СОШ №135, г. Пермь

  • : Циовкин Юрий Юрьевич, ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Мастер-класс «3D-моделирование и прототипирование как направление проектно-исследовательской деятельности обучающихся»

Ведущие:

Гармашов Анатолий Эрикович, старший научный сотрудник НПО «Автоматика» им. Академика Н.А. Семихатова, г. Екатеринбург

Сероштанова Наталья Юрьевна, старший преподавать кафедры прикладной информатики МБОУ ВПО «ЕАСИ», г.Екатеринбург

  • : Шпарута Надежда Владимировна, ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Мастер-класс «Коллективный творческий подход в решении технических задач».

Ведущий: Мельников Андрей Владимирович, тренер сборной команды Российской Федерации WRO, г. Екатеринбург.

Эксперт: Тюгаева Елена Валерьевна, зав. центром образовательной робототехники ГАОУ ДПО СО «ИРО»

Обучающий семинар «Футбол роботов».

Ведущий:

Томшин Павел Валерьевич, учитель информатики МАОУ лицей №109, г.Екатеринбург

Мастер-класс «Визуализация физики. Постановка и решение  эвристических задач»

Ведущий: Бредгауэр Вера Сергеевна,  учитель физики МАОУ лицей №3, г. Екатеринбург  Залеская Елена Сергеевна, учитель физики МАОУ лицей №5, г. Нижний Тагил, Евсеева Лидия Леонидовна, учитель физики МАОУ СОШ №5, г.Карпинск.

Эксперт: Циовкин Юрий Юрьевич, ГАУО ДПО СО «ИРО», г. Екатеринбург

 

- Дискуссионная площадка для педагогов основного общего, среднего общего и профессионального образования по теме «Система взаимодействия образовательных организаций  всех уровней образования в подготовке инженерно-технических  кадров для современного производства»

Модераторы:

   Исламгалиев Феликс Галиаскарович, директор Областного центра координации профессионального образования Свердловской области, к.соц.н., Герасимова Марина Анатольевна, зав. кафедрой профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», к.п.н.

Работа дискуссионной площадки имела целью  выявление наиболее эффективных механизмов взаимодействия образовательных организаций всех уровней образования с предприятиями в разработке и реализации образовательных программ подготовки инженерно-технических кадров для потребностей экономики.

 

   На дискуссионной площадке обсуждались вопросы:

- Какие формы, механизмы совместной деятельности образовательных организаций с предприятиями-работодателями способствуют формированию компетенций обучающихся, обеспечивающих развитие производства?

- Каковы наиболее эффективные механизмы взаимодействия для обеспечения практико-ориентированной подготовки инженерно-технических кадров?

- Какие нормативно-правовые, организационные и другие условия являются необходимыми для развития взаимодействия образовательных организаций всех уровней образования с предприятиями для подготовки инженерно-технических кадров?

- Каковы общие тренды, приоритеты в содержании образовательных программ всех уровней образования для подготовки инженерно-технических кадров?

   Выступления на дискуссионной площадке начал Nachum Arieh, генеральный директор Scientific Educational Systems (Научные Образовательные Системы) (Израиль).  Nachum Arieh представил реализацию концепции профессионального образования  в рамках Scientific Educational Systems. Концепция основана на идее, что студенты должны тренироваться на настоящем оборудовании, поэтому Scientific Educational Systems выпускает продукты, которые полностью покрывают по одной теме все схемы, например, на одном устройстве можно изучить всю тему «Электроника». Или в одном устройстве представлены все системы машины. Вторая идея продуктов Scientific Educational Systems – это обучать на реальных проблемах, студентам предлагают реальные поломки, к решению они должны придти сами.

 

   С презентацией практического опыта  взаимодействия образовательных организаций и работодателей на дискуссионной площадке выступили:

Лобастов В.Г., директор Верхнепышминского техникума «Юность»

Сарапулова Т.В., ЕКТС

Игнатовская И.А., начальник отдела кадров ЗАО «Региональный центр лазерных технологий»,

Соколов М.В. , начальник  отдела обучения Северского трубного завода,

Архипов Н.А., Уральский радиотехнический колледж им.А.С.Попова,

Осипова И.НА., начальник управления подготовки персонала ООО «УГМК-Холдинг»

 

   Дискуссионная площадка продолжила работу по теме «Преемственность в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся как фактор формирования системы «школа - производство»».

Модераторы:

Фомина Татьяна Михайловна, зав. отделением управления профориентационной деятельностью Областного центра координации профессионального образования Свердловской области,

Иванова Светлана Васильевна, доцент кафедры профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», к.п.н.

 

   Подведение итогов дня состоялось в формате брифинга, где эксперты Кувшинов В.С., Ловягин С.А., Ломбас О.В., Гредина О.В. отвечали на проблемные вопросы участников конференции по инженерному образованию.

   Участники конференции поблагодарили организаторов за широкий круг привлеченных докладчиков и ведущих мастер-классы, которые открыли новые информационные и практические ресурсы для реализации политехнического и инженерного образования.

 



Время выполнения php скрипта: 0.0391 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования