"Современные здоровьесберегающие технологии в образовании"


Зам.директора Беломестных М.С. приветствовала участников II Всероссийского форумуа «Инновации и поколение XXI века» и представила презентацию деятельности Центра здоровья «Твой выбор» МБОУ СОШ № 30.

С 2012 года образовательное учреждение является членом сети инновационно- активных школ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки Министерства образования и науки РФ по теме «Формирование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современном образовательном учреждении». Деятельность Центра здоровья осуществляется в рамках муниципальной целевой программы «Стратегия действий в интересах детей на 2013 – 2017годы».

Основными направлениями деятельности Центра здоровья являются:

  • оздоровительная работа, направленная на организацию двигательной активности и профилактических мероприятий;
     
  • диагностическая деятельность, обеспечивающая исследование состояния здоровья обучающихся;
     
  • просветительская и консультативная деятельность.

Ресурсным обеспечением деятельности Центра здоровья стали:

• Кабинет здоровья, оснащенный видеооборудованием, мультимедийной аппаратурой, программами профилактики, методическими пособиями по формированию здорового образа жизни, видеороликами, учебными фильмами, электронными информационными ресурсами.

• Медицинский кабинет

• Кабинет педагога-психолога

• Кабинет учителя-логопеда и другие объекты.

Образовательное учреждение располагает целым рядом средств и способов, способствующих организации деятельности учащихся, направленной на укрепление здоровья как физического, так и нравственного и социального.

В соответствии с учебным планом и планом внеурочной деятельности реализуются такие программы учебных курсов по здоровьесбережению, как «Здоровячок», «За здоровье и безопасность», «Культура здоровья», «Туристы-краеведы», «Юный спасатель», «Плавание», «Футбол» и др.

В образовательном учреждении созданы все условия для физического развития школьников и организации оздоровительной работы: спортивные залы, плавательный бассейн, тренажерный зал, лыжная база. На территории школы расположены футбольное поле, баскетбольная и волейбольная площадки, беговые дорожки, игровая площадка.

Центр здоровья – это не медицинский, а, скорее, координационный центр, специальная площадка для взаимодействия взрослых и детей по формированию мотивации к активному здоровому образу жизни.

Для достижения наиболее эффективных результатов по здоровьесбрежению организована система взаимодействия с медицинскими, образовательными учреждениями города и другими субъектами системы профилактики, в которую вошли социальные партнеры: - Врачебно-физкультурный диспансер; - Клиника, дружественная к молодежи «Тинейджер»; - Нижнетагильский центр управления здоровьем; - Медицинский колледж; - Центр социально-психологической помощи подросткам и молодежи при Городском Дворце Молодежи и многие, многие другие.

Специалисты этих организаций широко привлекаются для проведения диагностической и профилактической работы Центра здоровья. Так, например, специалисты Врачебно-физкультурного диспансера осуществляют диагностику здоровья школьников с целью составления Паспортов здоровья на каждого обучающегося школы. Специалисты Нижнетагильского центра управления здоровьем реализуют в нашей школе пилотный проект «Вектор здоровья», в рамках которого диагностируют всех участников образовательных отношений на предмет организации правильного питания в семье. Мы предложим вашему вниманию сегодня познакомиться с этими программами.

За 2,5 года существования Центра здоровья проведено немало:

- создана группа здоровья для педагогических работников и сотрудников школы для занятий фитнес-йогой;

- оформлены Паспорта здоровья обучающихся 3-6 классов;

- организовано оказание психолого-педагогической поддержки участников образовательных отношений, а также психологическое и оздоровительное сопровождение детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

- осуществляется родительский всеобуч по вопросам организации правильного питания в семье;

- создан отряд волонтеров «Твой выбор» совместно с КДМ.

Одним из наиболее значимых мероприятий Центра здоровья является организация и проведение Первой Городской научно-практической конференции «Формирование здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в современном ОУ», в которой приняло участие более 200 педагогов образовательных учреждений города и области.

Традиционным стало проведение раз в четверть Дней пропаганды здорового образа жизни под девизом «Здоровым быть модно». Каждый такой День пропаганды ЗОЖ мы начинаем с утренней гимнастики. На переменах проходят викторины, конкурсы по ЗОЖ, и, самое главное, Уроки здоровья, которые проводят в каждом классе специалисты медицинских учреждений, студенты-волонтеры медицинского колледжа, психологи КДМ и специалисты других субъектов профилактики. Уроки здоровья проходят в самых разнообразных формах: это и викторины, и беседы, и диспуты, тренинги, ток-шоу, просмотр и обсуждение фильма или книги. Темы Уроков здоровья соответствуют возрасту и интересам учащихся. Вот некоторые из них: «Правильное питание школьника», «Здоровье зубов на «отлично», «Подготовка к осознанному отцовству и материнству», «Профилактика различных видов зависимостей», «Взаимоотношения детей и родителей» и другие.

Одной из задач Центра здоровья мы определили повышение квалификации педагогических работников по освоению и применению современных здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий. На базе школы было реализовано несколько образовательных программ по этому направлению.

Это способствовало активизации деятельности педагогов по представлению собственного инновационного опыта по здоровьесбережению педагогической общественности на различных уровнях, а также активному участию в различных профессиональных конкурсах. Так, например, в школьном Конкурсе методическихразработок по здоровьесбережению приняло участие 53% педагогов школы.

Весной этого года школа стала победителем Всероссийского конкурса «Здоровье для образования – образование для здоровья» в номинации «Системная деятельность школьного Центра здоровья».

Главный постулат Центра здоровья : «Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Далее была проведена экскурсия по школьным объектам здоровьесберегающей среды с демонстрацией практических занятий. «Коррекция психологического здоровья детей с ОВЗ», Кириллова О.А., педагог- психолог «Использование активных методов речевого развития младших школьников», Фалалеева О.С., «Обучение плаванию», Калинин А.А., учитель физической культуры Занятие по программе дополнительного образования «Баскетбол», Ерохина Т.С. .Профилактика вредных привычек. Отряд волонтеров КДМ (Клиника, дружественная к молодежи) «Йога как средство сохранения психо-эмоционального здоровья педагогов», Болоцкая Е.Р., педагог дополнительного образования ДЮЦ «Меридиан» Диагностика питания семьи, Таранжина Н.В., Шерсткова С.В., специалисты НТЦУЗ Диагностика состояния здоровья младших школьников, Смирнова Е.И., зав.отделением медицинской профилактики ВФД «Корригирующая гимнастика как условие физического развития детей- инвалидов», Шерстобитова А.А., учитель физической культуры и ОБЖ Спортивное занятие «В здоровом теле – здоровый дух», Новиков В.В., учитель физической культуры

С инновационными практиками в области формирования здоровьесберегающей и здоровье-формирующей среды в современном образовательном учреждении выступили:

1.МАОУ СОШ № 14 им. В. Ф. Фуфачева, г. Серов, Туранова Л. В., заместитель директора, Смирнова И.Г., ПДО Социализация личности дошкольника через реализацию социально-образовательного проекта «Школа на колёсах»

2. школа № 13 г. Ирбит «Формирование здорового образа жизни учащихся в современной школе»

- Учет психофизиологических возможностей и особенностей развития ребенка с ОВЗ при организации и проведении индивидуальных занятий, Садовникова Т.В., учитель русского языка и литературы;

- Формирование у учащихся устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к своему здоровью через различные формы внеурочной деятельности, Медведева И.А., Шушарин В.В., Кузьмин Е.А., Аферин М.О., учителя физической культуры

Вывод:

Задача сохранения и укрепления здоровья детей занимает ведущее место в образовательном пространстве, регламентируется в новых федеральных государственных требованиях, где огромное внимание уделяется вопросам здоровьесбережения. Решение этой задачи регламентируется Законом «Об образовании в РФ» от 27 декабря 2012 г. №273, а также указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ"; "Об утверждении основных направлений государственнойсоциальной политики по улучшению положения детей в РФ" и другими нормативными документами.

Здоровье –важнейшая ценность человека и общества, относится к категории государственных приоритетов, поэтому процесс его сохранения и укрепления вызывает серьезную озабоченность не только медицинских работников, но и педагогов, психологов и родителей.

Учащиеся проводят в образовательном учреждении значительную часть дня, и сохранение, укрепление их физического, психического здоровья - дело не только семьи, но и педагогов. Поэтому, в образовательных учреждениях необходиимо применять современные здоровьесберегающие технологии в образовании.

 



Файлы



Время выполнения php скрипта: 0.0539 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования