Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Новости » Архив » Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие читательской культуры: проблемы и тенденции»

Четверг, 16 апреля 2015 г. - Пятница, 17 апреля 2015 г.

Всероссийская научно-практическая конференция «Развитие читательской культуры: проблемы и тенденции»


   Данные об участниках: учителя русского языка и литературы, учителя начальной школы, учителя биологии, химии, ИЗО, МХК, воспитатели детских дошкольных учреждений, работники библиотек, преподаватели и студенты педагогического колледжа (СОМЭПК), ученики гимназии №2 г.Екатеринбурга), преподаватели вузов, родители.

   Общее число участников – 198.

   География конференции: г.Курган, г. Тюмень, г.Нижний Новгород

   Зарубежные участники:

   Эмил Димитров, президента Болгарского общества Достоевского Института литературы Болгарской академии наук (София, Болгария)

   Марк Кит, директор компании Language Interface (Нью-Йорк, США)

 

   Конференция открылась приветствием проректора ГАОУ ДПО СО «ИРО» Ю.Ю. Антроповой, которая отметила значимость настоящего события и подчеркнула готовность государства поддерживать усилия педагогов и библиотекарей, направленные на формирование культурного читателя в современных условиях.

   Председатель пленарного заседания Н.А. Юшкова (к.ф.н., доц. ИРО, г.Екатеринбург) представила стендовые доклады иностранных участников: Эмила Димитрова, президента Болгарского общества Достоевского Института литературы Болгарской академии наук (София, Болгария) «Похвальное слово русской литературе», Марка С.Кита (Language Interface, Нью-Йорк) «Мы же книги глотали, пьянея от строк»: о влиянии чтения художественной литературы на формирование человека».

   С.Д. Томилова (к.ф.н., доц. УрГПУ, г.Екатеринбург) выступила с докладом «Литературное развитие дошкольников на современном этапе: подходы и решения» и отметила актуальность идеи корифеев советской психологии: чтобы эмоции ребенка при восприятии произведения стали «умными» (Л. Выготский), необходимо корректировать восприятие детей, развивать их воображение, помогать в осмыслении прочитанного. Методические аспекты работы педагогов должны учитывать эстетическую природу искусства.

   Е.Н. Володина (к.ф.н., доц. ТОГИРРО, г. Тюмень) выступила с докладом «Лингвокультурологический и герменевтический подходы в формировании гуманитарной культуры личности школьника», в котором охарактеризовала современную социокультурную и языковую ситуацию, в которой наблюдается расширение информационно-коммуникативного поля, смена типов культур и кризис культуры слова, девербализация массовой коммуникации, обесценивание слова в мощном информационном потоке, ограниченность мышления, падение общего уровня речевой культуры, особенно среди молодежи, и наметила новые подходы к организации учебного материала: отход от практики узкопредметного обучения, отказ от предметного принципа преподавания, отказ от монологических и репродуктивных форм освоения информации.

   Л.Н. Вараксина (ст. преподаватель Института развития образования и социальных технологий, г. Курган) представила пилотный проект «Формирование читательской компетентности в урочной деятельности» как составная часть регионального сетевого взаимодействия», семейный проект «Создание семейной библиотеки на перспективное чтение» и другие проекты, способствующие повышению читательской компетентности и объединению семей вокруг книги.

   Г.Р. Шевчук (директор библиотеки РГППУ, г. Екатеринбург) представила не только возможности социологических исследований в работе с детьми и родителями, но и список книг для разного возраста, классики и новейших авторов, которые должны стать читательским опытом современного человека.

   А.В. Братчиков (к.филос.н., МАОУ «СОШ № 2». г. Берёзовский) представил итоги совещания в РАО по поводу итогового сочинения в 11 классе и охарактеризовал роль чтения художественных произведений на этапе подготовки к выпускному сочинению.

   Т.А. Долинина, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО», г. Екатеринбург проанализировала результаты ЕГЭ с позиции уровня развития читательской компетенции. Охарактеризовав умения, проверяемые на экзамене, докладчик обозначила проблемы восприятия и интерпретации текстов выпускниками школ: «угадывание» проблемы, чтение художественного текста как публицистического; отсутствие элементарных навыков анализа текста.

   В первый день работы конференции прошли встречи с уральскими писателями и критиками в формате творческих лабораторий.

   Творческая лаборатория «Близкий контакт третьей степени. Современные уральские писатели – детям». Перед участниками конференции с кратким обзором творчества современных уральских писателей и возможными формами сотрудничества выступила Колпакова Ольга Валерьевна, писатель, член оргкомитета премии В.Крапивина, дважды дипломант Международного конкурса детской и юношеской художественной и научно-популярной литературы им. А.Н. Толстого, победитель конкурса «Литературная Вена» (Австрия) член союза писателей России.

   Творческая лаборатория «Как читать Л.Н.Толстого? «Война и мир» в школе». Своими впечатлениями о восприятии современными старшеклассниками романа Л.Н.Толстого поделился Лукьянин Валентин Петрович, писатель, публицист, литературный критик и редактор, кандидат философских наук.

   16 и 17 апреля в соответствии с программой конференции была организована работа секций, на которых обсуждались научно-методические вопросы по проблематике конференции.

   Кроме того, опыт педагогов был представлен в многочисленных мастер-классах и творческих лабораториях.

 

   Секция 1. Чтение художественных произведений классической и современной литературы: проблемы восприятия, понимания, интерпретации.

   Модератор: Т.А.Долинина, зав.кафедрой филологического образования ИРО

   В ходе выступлений участников поднимались вопросы мотивации школьников к чтению художественной литературы, рассматривались теоретические и методические проблемы интерпретации литературных произведений, особое внимание уделялось технологиям работы с текстом, акцентировалось внимание на необходимости создания индивидуальной образовательной траектории для одаренных школьников, имеющих интерес к изучению литературы. В выступлениях участников был обобщен опыт педагогов МАОУ СОШ№49, г.Новоуральск, ЦДО, г.Каменск-Уральский, МАОУ СОШ №1, г. Артемовский), МАОУ Гимназия №9 (г.Екатеринбург), МАОУ гимназия №176 (г.Екатеринбург), МАОУ лицей № 135 (г. Екатеринбург), МАОУ Лицей № 88 (г. Екатеринбург).

 (Состав участников и темы сообщений указаны в программе конференции)

   По направлению работы секции были проведены творческие лаборатории:

   «Интегрированные уроки литературы и психологии как средство формирования позитивного отношения к миру» (Долгая Любовь Витальевна, МАОУ - СОШ № 2, Степанова Светлана Анатольевна, МКДОУ "Детский сад № 9", г. Богданович)

    «Смысловое чтение как методическая проблема: комплексный подход» (Семка Татьяна Леонидовна, Прохорова Елена Леонидовна, Рычкова Любовь Евгеньевна, Наймушина Татьяна Владимировна, Милентьева Татьяна Геннадьевна, Куровская Мария Анатольевна, Пивоварова Елена Викторовна, «Еврогимназия», г.Ревда)

   «Стратегии читателя: традиции и современность» (Дубских Людмила Александровна, Масалкина Алена Юрьевна, Ударцева Ольга Александровна, Чувашева Наталия Леонидовна, МАОУ СОШ №9, г.Ирбит)

   «Диалоги с классикой» (Алексеева Мария Александровна, Устинова Татьяна Ивановна, Чудновский Вадим Викторович (кафедра филологии СУНЦ УрФУ, г.Екатеринбург)

 

   Секция 2. Чтение, читательская компетентность и читательское развитие. Технологии обучения разным видам чтения. Мониторинг качества читательской деятельности в образовании

   Модераторы: Архарова Д.И., к.ф.н., доцент, Юшкова Н.А., к.ф.н., доцент кафедра филологического образования ИРО

   В ходе работы секции поднимались вопросы развития читательской компетенции, рассматривались технологии обучения разным видам чтения. В сообщениях подчеркивался метапредметный характер читательских умений.

   В выступлениях участников был обобщен опыт педагогов МБОУ «СОШ № 36» (г. Курган), МБОУ «СОШ №2» (г. Новая Ляля), МАОУ НГО «СОШ № 12» (п.Лобва, Новолялинский р-н), МБОУ НГО «СОШ № 10» (п.Лобва, Новолялинский р-н), МБОУ СОШ №14 (п. Красногвардейский), МБОУ СОШ №6 (г. Артемовский), МБОУ «СОШ №5 с углубленным изучением отдельных предметов им. Г.Н.Зайцева» (г. Нижний Тагил), МБОУ «СОШ № 64» (г.Лесной), МАОУ «СОШ № 2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы» (Верхнесалдинский ГО), МБОУ «СОШ №25» (ЗАТО Свободный), МАОУ «СОШ № 22 с углублённым изучением отдельных предметов» (г.Верхняя Пышма), МАОУ «СОШ №2» (г.Реж), МАОУ СОШ №197 (г.Екатеринбург).

   (Состав участников и темы сообщений указаны в программе конференции)

   По направлению работы секции были проведены мастер-классы:

   Технология продуктивного чтения: вопросы теории и практики (Рубцова Людмила Владимировна, МАОУ «Белоярская СОШ №1»)

   Работа над художественными произведениями малых жанров (Коптяева Татьяна Евгеньевна, МАОУ № 44,г. Екатеринбург)

   Экспериментальные методы работы с текстом: методика вероятностного текстового прогнозирования (Пипко Елена Ивановна, МАОУ гимназия № 2, г. Екатеринбург)

   Потенциал интеллектуальной игры в развитии читательской компетентности (Пятова Елена Александровна, МАОУ СОШ № 3, г.Талица)

    Интеграция естественнонаучного и гуманитарного образования как условие повышения читательской активности обучающихся (Луганская Алла Юрьевна, Тураева Светлана Алексеевна, МАОУ «СОШ №4», г.Новая Ляля)

   Развитие читательской компетенции обучающихся при подготовке к читательским конференциям по современной литературе (Иощенко Елена Фирсовна, МАОУ СОШ №3, г. Верхняя Пышма)

   Влияние театральных уроков на развитие читательской компетенции (Семиряжко Татьяна Викторовна, МАОУ Лицей №135, г.Екатеринбург)

 

   Секция 3. Формирование читательских умений дошкольников: сотрудничество педагогов, родителей и детей. Семейное чтение как способ формирования активного читателя

   Модератор: Н.Л. Смирнова, к.п.н., доцент

   Участники секции подчеркнули значимость проектов, ориентированных на развитие читательского интереса у дошкольников. В сообщениях рассматривались различные формы работы по развитию интереса к чтению. Была выражена мысль о том, что книга должна войти в жизнь ребенка как можно раньше, что культурный читатель начинается с формирования культуры слушания. Важной задачей педагогов ДОУ является развитие воображения дошкольников, т.к. без воображения невозможно правильное восприятие текста (состав участников и темы сообщений указаны в программе конференции).

   По направлению работы секции были проведены творческие лаборатории:

   «Проблемы раннего приобщения детей к чтению художественной литературы» ( Шандра Ольга Владимировна, Блинова Анна Александровна, Ершова Елена Владимировна, Касаткина Марина Александровна, МДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №28 «Теремок», г.Екатеринбург)

   «Интеграция деятельности специалистов ДОО в процессе формирования читательского интереса дошкольников» (Федорченко Анна Юрьевна, Кондратьева Алена Викторовна, Тверских Ирина Борисовна, Бригида Ольга Сергеевна, МБДОУ Детский сад № 40/228 «Капитошка», г.Екатеринбург)

 

   Секция 4 «Формирование читательских умений младших школьников: сотрудничество педагогов, родителей и детей. Семейное чтение как способ формирования активного читателя».

   Модератор: Неганова М.Б., ст.преподаватель кафедры педагогики и психологии ИРО

   В рамках работы секции самое пристальное внимание было уделено следующим вопросам: необходимость специального исследования читательских предпочтений субъектов образовательных отношений (педагогов, обучающихся, родителей), разработка новых подходов в оценивании читательских умений младших школьников, преемственность деятельности педагога начальной и основной школы в формировании читательских умений в процессе чтения учебно-научных текстов, а также в развитии интереса школьников к чтению художественной литературы.

   В выступлениях участников был обобщен опыт педагогов МБОУ гимназия № 31, г.Курган, МБОУ СОШ № 9 с углубленным изучением отдельных предметов, г.Краснотурьинск, МБОУ СОШ №5 (г.Невьянск), МАОУ СОШ №2 с углублённым изучением физики, математики, русского языка и литературы (Верхнесалдинский ГО), МБОУ СОШ №8, г. Верхний Тагил.

   (Состав участников и темы сообщений указаны в программе конференции)

   По направлению работы секции были проведены мастер-классы:

   Читательская грамотность и техника чтения: проблемы и поиски их решения (Смирнова Надежда Вениаминовна, МБОУ СОШ №8, г. Верхний Тагил).

   Формирование информационной компетентности приёмами технологии развития критического мышления через чтение и письмо (Петренко Лариса Вячеславовна, МАОУ СОШ №10 с углублённым изучением отдельных предметов, г. Екатеринбург)

   Развитие интереса школьников к чтению современной детской литературы (Ильина Лариса Васильевна, МБОУ гимназия № 31, г.Курган)

 

   Секция 5 «Потенциал информационно-коммуникационных технологий в развитии читательской компетентности обучающихся»

   Модератор: Уразаева Н.Х., специалист кафедры филологического образования ИРО

   В работе секции  приняли участие педагоги, обучающиеся и руководители образовательных учреждений, руководители малого предпринимательства Свердловской области. В выступлениях участников был представлен опыт работы педагогов образовательных учреждений (МАОУ «СОШ №44», г.Екатеринбург; МАОУ «Гимназия №2», г. Екатеринбург, МАОУ «Гимназия №16» г.Тюмень, МАОУ «СОШ №49» г. Новоуральск, МБОУ «СОШ № 9» г.Краснотурьинск), а также специалистов МБОУ ИМЦ «Екатеринбургский дом учителя» и ООО «Граффинтерактив».

   В ходе работы секции обсуждались актуальные вопросы использования ИКТ на уроках литературы: возможности применения средств ИКТ для повышения эффективности образовательного процесса, различные аспекты внедрения ИКТ, организация сетевого взаимодействия в педагогическом сообществе на основе использования ресурсов сети Интернет, организация проектной деятельности обучающихся на основе использования сервисов сети Интернет, повышение эффективности профессиональной деятельности педагогов.

 

   Секция 6. Роль библиотек в формировании и развитии читательской культуры школьника. Формы продвижения чтения в детской среде»

   Модераторы: Биктуганова С. Л., заведующий Библиотечно-информационным центром ГАОУ ДПО СО «ИРО», Пахтеева Е. А., заведующий информационно-библиотечным отделом НТФ ИРО

    В работе секции приняли участие педагоги-библиотекари образовательных организаций г. Екатеринбурга и Свердловской области, заведующий библиотекой Нижнетагильского педагогического колледжа №1, учителя начальных классов, а также библиотекари Муниципального объединения библиотек г. Екатеринбурга, сотрудники МБОУ «Централизованная библиотечная система» г. Березовский.

   В выступлениях участников были представлены проекты библиотеки семейного чтения, муниципальный проект «Успешное чтение» как ресурс сетевого взаимодействия в условиях реализации ФГОС, а также опыт работы педагога-библиотекаря по привлечению к чтению обучающихся.

   Во второй день работы секции по тематике секции сотрудниками библиотеки им. Горького был представлен мастер-класс, в ходе которого познакомились с результатами опроса читателей «Что читали дети в годы войны», с такой формой привлечения обучающихся к чтению как литературные квесты, творческие конкурсы.

   По направлению работы секции был представлен стендовый доклад:

   Потенциал библиотеки в методической и психолого-педагогической поддержке родителей и продвижении идей семейного чтения (Инна Николаевна Балакина, психолог, библиотека им. В.Бианки, г.Нижний Новгород )

 

   17 апреля во второй половине дня было проведено пленарное заседание под председательством Смирновой Натальи Леонидовны, к.п.н., доцента кафедры филологического образования ИРО.

   Олефир Светлана Валентиновна, д.п.н., гл.библиотекарь ЦБС (г.Берёзовский) выступила с докладом «Цифровые мигранты в электронной среде: к вопросу формирования читательской культуры школьника». В выступлении подчеркивалось, что многие педагоги сегодня не могут использовать потенциал информационных ресурсов в силу недостаточной компетентности, что приводит к «отставанию» педагогов от современных школьников. Между тем, в освоении современных форм взаимодействия содержится значительный потенциал для развития читательской компетенции школьников.

   На конкретных программах и проектах по продвижению книги и чтения, реализуемых в библиотеках Свердловской области, в своем выступлении остановилась Жамалетдинова Неля Романовна, заместитель директора по инновационной деятельности Свердловской областной библиотеки для детей и юношества (г.Екатеринбург).

   Медведева Елена Георгиевна, ст.преподаватель ТОГИРРО (г.Тюмень) предложила вниманию слушателей доклад «Подходы к разработке критериев диагностики читательской деятельности», в котором внимание уделялось прежде всего метапредметным и личностным результатам образования, наиболее сложным для мониторинга и оценивания.

   Возможность интерпретации текстов современной детской литературы была показана в докладе Гутриной Лилии Дмитриевны, к.ф.н., доц. УрГПУ (г.Екатеринбург) «Вам и не снилось»: произведения о любви в круге чтения современного школьника.

   Смирнова Наталья Леонидовна, к.п.н., доц. ИРО, в своем выступлении остановилась на проблемах освоения прецедентов русской культуры школьниками, для которых русский язык не является родным в докладе «Лингвокультурные аспекты обращения к мультипликации в обучении детей, слабо владеющих русским языком»

   Архарова Диана Ивановна, к.ф.н., доц. ИРО, в докладе «Владение пересказом как неотъемлемая часть читательской компетентности» выдвинула методическую идею важности пересказа как показателя понимания содержания текста. Владение пересказом является, по мнению докладчика, одной из важнейших характеристик образованного и культурного человека.

   Подведение итогов конференции:

   были представлены краткие отчеты о работе секций, педагогических лабораторий, мастер-классов.

   Принятие резолюции конференции.

   Вручение сертификатов участника конференции.

   

   Материалы научно-практической конференции 16-17 апреля: 

   Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/C1CDD3A1FA984FA28EE4FF44FF4BD983 

   (файлы будут храниться до 22.05.2015)

   Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/4DD735E63A9D498DAA0D5CC4243B96DD 

   (файлы будут храниться до 23.05.2015)

   Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/38CE560F91AA4A21B46B900BE4BECAD2 

   (файлы будут храниться до 23.05.2015)

   Ссылка для скачивания файлов: http://files.mail.ru/E8B2B12FA16447A780C93EEC108F2D8D 

   (файлы будут храниться до 29.05.2015)

 



Время выполнения php скрипта: 0.0442 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования