Главная » Новости » Архив » Первый день работы ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ»

Четверг, 16 апреля 2015 г.

Первый день работы ВСЕРОССИЙСКОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ: ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ»


   Конференция открылась приветствием проректора ГАОУ ДПО СО «ИРО» Ю.Ю. Антроповой, которая отметила значимость настоящего события и подчеркнула готовность государства поддерживать усилия педагогов и библиотекарей, направленные на формирование культурного читателя в современных условиях.

   Председатель пленарного заседания Н.А. Юшкова представила стендовые доклады иностранных участников: Эмила Димитрова, президента Болгарского общества Достоевского Института литературы Болгарской академии наук (София, Болгария), Марка С.Кита (Language Interface, Нью-Йорк) «Мы же книги глотали, пьянея от строк»: о влиянии чтения художественной литературы на формирование человека».

   С.Д. Томилова (к.ф.н., доц. УрГПУ, г.Екатеринбург) выступила с докладом «Литературное развитие дошкольников на современном этапе: подходы и решения» и отметила актуальность идеи корифеев советской психологии: чтобы эмоции ребенка при восприятии произведения стали «умными» (Л. Выготский), необходимо развивать его воображение, помогать ему в обдумывании прочитанного, корректировать его восприятие, и деятельность эту нужно строить с опорой на эстетическую природу искусства.

   Е.Н. Володина (к.ф.н., доц. ТОГИРРО, г. Тюмень) выступила с докладом «Лингвокультурологический и герменевтический подходы в формировании гуманитарной культуры личности школьника», в котором охарактеризовала современную социокультурную и языковую ситуацию, в которой наблюдается расширение информационно-коммуникативного поля, смена типов культур и кризисом культуры слова, девербализация массовой коммуникации, господство визуальных форм, вербальная нечувствительность, обесценивание, девальвация слова в мощном информационном потоке, ограниченность, примитивизм мышления, падение общего уровня речевой культуры, особенно среди молодежи, и наметила новые подходы к организации учебного материала: отход от практики узкопредметного обучения, отказ от предметного принципа преподавания, отказ от монологических и репродуктивных форм освоения информации,  гуманитаризация предметов естественнонаучного цикла, замена учебно-дисциплинарной модели метапредметной, разработка междисциплинарного тематического планирования по формированию познавательных и коммуникативных УУД обучающихся.

   Л.Н. Вараксина (ст. преподаватель Института развития образования и социальных технологий, г. Курган) представила пилотный проект «Формирование читательской компетентности в урочной деятельности» как составная часть регионального сетевого взаимодействия», семейный проект «Создание семейной библиотеки на перспективное чтение» и другие проекты, способствующие повышению читательской компетентности и объединению семей вокруг книги.

   Г.Р. Шевчук (директор библиотеки РГППУ, г. Екатеринбург) представила не только возможности социологических исследований в работе с детьми и родителями, но и список книг для разного возраста, классики и новейших авторов, которые должны стать читательским опытом современного человека.

   А.В. Братчиков (к.филос.н., МАОУ «СОШ № 2». г. Берёзовский) представил итоги совещания в РАО по поводу итогового сочинения в 11 классе и охарактеризовал роль чтения художественных произведений на этапе подготовки к выпускному сочинению.

   Т.А. Долинина, зав. кафедрой филологического образования ГАОУ ДПО СО «ИРО» проанализировала результаты ЕГЭ с позиции уровня развития читательской компетенции. Охарактеризовав умения, проверяемые на экзамене, докладчик обозначила проблемы восприятия и интерпретации текстов выпускниками школ: стараются угадать проблему, не соотносят ее с содержанием текста; читают художественный текст как публицистический; воспринимают текст на уровне отдельных фактов; воспринимают текст как перечисление событий; не владеют элементарными навыками анализа текста, не умеют обобщать информацию текста; не умеют выделять главное и второстепенное и комментировать текст в соответствии с названной проблемой; отсутствие навыка целостного восприятия текста, подбирают примеры по событийной похожести; комментируют пример общими фразами; своеобразно понимают значения слов и подбирают примеры на собственное толкование слова.

 

 

Отчет о работе

Секция 3. Формирование читательских умений дошкольников: сотрудничество педагогов, родителей и детей. Семейное чтение как способ формирования активного читателя

Модератор: Н.Л. Смирнова, к.п.н. доцент

   Л.В. Белякова, Е.Н. Борисова (МКДОУ с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей № 21, г.Ревда) в своем выступлении подчеркнули значимость тавили методику работы с книгами о природе в образовательном процессе ДОУ.

   С.Н. Корхонен, А.А. Турыгина (филиал МБДОУ–детский сад комбинированного вида № 475, г. Екатеринбург) представили проект «Неделя книги в детском саду».

   В рамках творческой мастерской коллективом МДОУ общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №28 «Теремок» (г. Екатеринбург) были представлены различные формы работы по развитию интереса к чтению у младших школьников: игра в писателей, тайны кукольного сундучка, организация библиотечных часов и др. особо было отмечено, что вхождение в мир литературы невозможно без воздействия на эмоции ребенка. Накопленный опыт был структурирован и представлен в форме кейсов.

   Коллектив педагогов МБДОУ Детский сад № 40/228 «Капитошка» (Екатеринбург) в ходе творческой мастерской выразил мысль о том, что книга должна войти в жизнь ребенка как можно раньше, что культурный читатель начинается с формирования культуры слушания, что правильное восприятие текста невозможно без развития воображения. Вот почему педагогами активно используются игры-драматизации, песочная анимация, различные виды театров (театр теней, театр-варежка, театр ростовых шагающих кукол и т.д. Большое место в работе педагоги уделяют социальному партнерству с детской библиотекой для детей и юношества (г. Екатеринбург): проводят библиотечные часы, привозят детей в библиотеку, знакомят с фондами, организуют выездную библиотеку в ДОУ.

 

   Ссылка для скачивания файлов: Уральские писатели, читатели, библиотеки "Близкий контакт третьей степени" (ссылка будет доступна до 16.05.2015)



Время выполнения php скрипта: 0.0309 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования