Новости
Институт
Деятельность
Слушателям
Аттестация
ФГОС
Олимпиада
ОтделыУчебный отделОтдел сопровождения конкурсовУчебно-методический кабинетОтдел программно-технического обеспеченияЮридический отделКонтрольно-организационный отделОтдел администрирования и технического сопровожденияОтдел хозяйственно-эксплуатационного обеспеченияТипографияОбщий отделОтдел кадровОтдел исследований состояния системы образованияОтдел организации и сопровождения аттестации работников системы образования

Главная » Новости » ШКОЛА, НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЦИФРОВОМ МИРЕ

Четверг, 15 марта 2018 г. - Пятница, 16 марта 2018 г.

ШКОЛА, НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО В ЦИФРОВОМ МИРЕ


V Международная научно-практическая конференция «Инженерное образование: от школы к производству» объединила представителей образования и бизнеса в Екатеринбурге 15-16 марта 2018 года.

Цель конференции, которая традиционно проводится Институтом развития образования, обсуждение и анализ развития системы непрерывного инженерно-технического образования на основе обеспечения преемственности и профессионального самоопределения обучающихся, а также представление инновационных практик в сфере инженерно-технического образования с целью их популяризации и продвижения, а также эффективных методик сопровождения профессионального самоопределения обучающихся.

 

 Первый рабочий день конференции открыл Кортов Сергей Всеволодович, первый проректор Уральского федерального университета:

Сегодняшняя конференция проходит в мировом контексте подготовки к третьей промышленной революции и это требует существенной перестройки образования. Прежде всего такая ситуация заставляет задуматься о том, что будет представлять собой профессия инженера? Существует ли такая отрасль знаний как «информационные технологии» или они настолько слились с остальным миром, что уже неотделимы от него? Наша конференция призвана ответить на эти вопросы.

Яркая, насыщенная палитра выступлений на пленарном заседании привлекла внимание и интерес участников.

 

В докладе «Будущее белой металлургии: ресурсы системы образования для современного производства» Орлов Вячеслав Юрьевич, заместитель директора по учебно-производственной работе Первоуральского металлургического колледжа, рассказал о программе, которую колледж реализует в рамках государственно-частного партнерства с 2011 года. Целью программы «Будущее белой металлургии» является подготовка специалистов с большим числом различных компетенций.  Для этого колледж активно повышает квалификацию сотрудников и прилагает большие усилия для изменения корпоративной культуры.

Для студентов нашей базовой кафедры, отметил В. Ю. Орлов, есть различные практики в образовательном центре, где ребята, например, учатся собирать механизмы по чертежам. На третьем курсе на основе рейтинга студентов мы определяем для них место прохождения практики. Также мы занимаемся работой со школьниками, которым еще только предстоит сделать выбор будущей профессии. Одна из главных проблем профориентационной работы заключается в том, что многие выпускники школ не видят свое будущее, не могут сделать осознанный выбор профессии, испытывают растерянность, не знают, кем стать, чтобы реализовать свои способности и стремления. Для этого мы проводим летние профориентационные смены в ФОК «Гагаринский». В работе с будущими кадрами участвует более 400 наставников, которые выполняют важнейшую работу.

 

Терлыга Надежда Геннадьевна, заместитель первого проректора Уральского федерального университета, в выступлении на тему «Современные подходы к организации взаимодействия школы и вуза по профессиональной ориентации обучающихся», поделилась опытом организации проектных смен для школьников с высокой мотивацией в обучении.

В 2016 г. образовательный центр «Сириус» обратился к Уральскому федеральному университету с просьбой в организации Уральской проектной смены, которая состоялась в г. Сочи в январе 2017 г. В ней приняли участие более 200 человек из 12 регионов Урала и Западной Сибири. В последствии такие смены стали регулярными. Летом 2018 г. планируется провести смену на базе отдыха «Таватуй», а в январе 2019 г. в г. Сочи.

Работа по профессиональной ориентации обучающихся приносит успешные результаты, когда опирается на партнерство с заинтересованными государственными корпорациями и частными предприятиями региона, и на научную школу, способную обеспечить методическое сопровождение обучающихся с особыми образовательными траекториями. Важна не только разработка содержательного и ресурсного наполнения проекта обучающегося, презентация проекта на конкурсе, но и пост-проектная деятельность.

Смены проводятся по различным направлениям, уточнила Н. Г. Терлыга, медицина будущего, информационные технологии, нейротехнологии, возобновляемые источники энергии, космонавтика. Результаты их работы очень важны. Например, во время смены, посвященной медицине, наши ребята разрабатывали приложение для диагностики рака кожи. Обобщая накопленный опыт, УрФУ готов предложить школам готовые методики по проектному обучению.

 

Доклад Майковой Полины Евгеньевны, заместителя директора ГАПОУ СО «Уральский политехнический колледж», руководителя учебного центра МЦК, «Ресурсы среднего профессионального образования в подготовке специалистов, востребованных современным производством» был посвящен развитию профессиональных компетенций студентов.

В общем объеме промышленного производства Свердловской области 64% занимает машиностроительная отрасль, - отметила П. Е. Майкова, сейчас в ней идет активная замена старых производственных фондов. Поэтому очень остро стоит вопрос подготовки рабочих, которые могут работать с современной техникой. В этой связи приоритетным для системы СПО является выполнение ФГОС для профессий ТОП-50, развитие движения WorldSkills Russia и внедрение системы независимой оценки качества образовательных услуг.

На базе нашего колледжа был создан межрегиональный центр компетенций в области машиностроения. Его главная задача – развитие профессиональных компетенций студентов и педагогов. В центре идет подготовка по 15 профессиям из ТОП-50, существует 36 специализированных лабораторий с более чем 600 единицами современной техники и работают 20 сертифицированных педагогов. Мы разработали банк проектных заданий для других ССУЗов и постоянно отправляем преподавателей на различные стажировки. Все это позволяет нам готовить специалистов, владеющих знаниями на стыке нескольких областей.

 

Сметанин Игорь Иванович, директор МАОУ СОШ № 5, г. Карпинск, в выступлении «Школа для жизни – путь в будущее» рассказал об опыте взаимодействия школы с производством:

Новое поколение направленно в первую очередь на развитие своего профессионального мастерства, то есть на горизонтальное карьерное развитие. Поэтому цель образования – подготовить специалиста, который будет иметь широкий профессиональных охват и будет готов создавать инновационный продукт.

Наиболее передовой образовательной технологией, на мой взгляд, является робототехника. Именно она мотивирует будущих изобретателей. В нашей школе мы создали систему лабораторий и мастерских, которые помогают развивать инженерные способности учащихся. На их базе мы проводим фестиваль «Открывая будущее» и летние конструкторские смены. Благодаря этим мероприятиям происходит взаимодействие с предприятиями, с которыми в дальнейшем мы развиваем социальное партнерство. Позитивным опытом для нас стало сотрудничество с компанией «Полиметалл».

Наша общая задача: подготовить специалистов, способных изобретать, внедрять новые технологии, аналогов которым не было бы в мире; способных разбираться во всем – быть изобретателем, слесарем, художником и конструктором одновременно, быть настоящими творцами, готовыми жить и творить в мире завтрашнего дня.

 

Опыт профориентационной работы и взаимодействия по подготовке инженерных кадров ТИ НИЯУ МИФИ с госкорпорацией Росатом проанализировал Парамонов Алексей Павлович, заведующий отделением среднего профессионального образования ТИ НИЯУ МИФИ г. Лесной:

Специфика нашей работы заключается в том, что Росатом, как работодатель, предъявляет очень жесткие требования к выпускникам ВУЗов. Это объясняется желанием компании снизить затраты на переподготовку персонала на производстве. Поэтому мы боремся за качество образования наших студентов еще до их поступления в ВУЗ и развиваем тесное взаимодействие со школьным сообществом. В г. Лесной МИФИ реализует программу «мирный атом», которая рассчитана на детей с 5 по 9 класс. Она прививает интерес к атомной энергетике у школьников и, шире, призвана бороться с радиофобией граждан. Помимо этой программы мы организуем смены Уральской физико-математической школы и проводим отраслевые олимпиады Росатома. Благодаря нашей деятельности мы стремимся стать образовательным хабом для всей Свердловской области.

 

Основные подходы к подготовке будущих инженеров Уральской горно-металлургической компании рассмотрел Караман Евгений Вадимович, советник директора по персоналу УГМК-Холдинг:

В своем выступлении я хочу отразить взгляд конечного заказчика образовательных услуг. Сегодня многое делается для определения новых подходов к будущему инженерного образования. Совсем недавно в Москве Владимир Владимирович Путин дал старт всероссийскому профориентационному проекту «Билет в будущее». А здесь, в Свердловской области, реализуется проект «Уральская инженерная школа». При этом реализации указанных программ препятствует ряд объективных факторов. Прежде всего, это неопределенность статуса поддержки профессионального образования со стороны частных компаний. Сегодня все мероприятия в этой сфере определяются словом «благотворительность». А также тот факт, что в моногородах, где расположены предприятия УГМК, нет необходимого числа сильных учеников. Поэтому для нас желательно было бы иметь базу данных, в которой содержится информация примерно о 500 одаренных детях в каждой образовательной параллели.

Что касается деятельности нашей компании по развитию технического потенциала учащихся, мы открываем инженерные школы и классы. Также УГМК проводит«инженериады» для детей от 7 до 18 лет, во время которых ребята занимаются решением реальных производственных задач компании. С первого сентября 2017 г. мы запустили пилотный проект – образовательную инженерную смену. А в перспективе УГМК планирует открыть дворец технического творчества и инженерный лицей в г. Верхняя Пышма.

В заключение я хотел бы подчеркнуть значимость конференции – она помогает развивать реальные методы экспертизы школьного образования.

 

С докладом «LEGO Education MAKER: практическое детское научно-техническое творчество для начальной и основной школы в рамках серий наборов «Машины и механизмы», WeDo 2.0 и LME EV по видеосвязи выступил Кристофер Карвер, ведущий методист LEGO Education, Дания.

Он подчеркнул, что учебно-методические материалы нового поколения MAKER обеспечивают углубленное развитие инженерно-проектных навыков, помогают детям создавать что-то новое в рамках интересных и важных для них тем, формируют навыки XXI века. С помощью MAKER компания LEGO Education предлагает формировать учебных заведения специальные зоны, в которых ученики могут заниматься изобретательской деятельностью как в рамках урочной деятельности (например, на уроках Технологии), так и во время внеурочных занятий. В состав инициативы MAKER входят 6 УМК для различных возрастов обучающихся: от средней группы детского сада до основной школы. Они обеспечивают единство развития инженерных компетенций с трех лет до старшей школы.

 — В своих методических рекомендациях, ‒ отметил Кристофер Карвер, ‒ мы поощряем свободу творчества педагогов и предлагаем им использовать все материалы, которые есть в классе. Крайне важно, чтобы учитель давал открытые тематические задания и мотивировал детей на создание новых изобретений. Идея в том, чтобы не просто давать фиксированную задачу, пусть даже и открытого типа. Но предлагать обучающимся самостоятельно определить проблему и попытаться ее решить, комбинировано применяя знания, полученные на других уроках и занятиях. Кроме того, дети под руководством педагога сами смогут формулировать критерии оценки своего труда. Это предоставляет огромную площадку для экспериментов в образовательном процессе.

 

Максим Васильев, президент Российской ассоциации образовательной робототехники, сертифицированный тренер LEGO Education Academy, Москва, представил учебно-методический комплект «Лунная Одиссея»:

‒ Одно из направлений работы компании LEGO Education ‒ это разработка образовательных робототехнических практических пособий. Новый УМК «Лунная Одиссея» призван совместить в себе наработки российских педагогов в рамках подготовки команд к международным соревнованиям по робототехнике с глубоким педагогическим и познавательным смыслом. Комплект разработана в сотрудничестве с корпорацией "Роскосмос" и нацелен, прежде всего, на увлекательное изучение физики и технологии, а также знакомство с историей и перспективами развития российской космонавтики.

Учебно-методический комплект рассчитан на 144 академических часа или 20 учебных миссий (12 тренировочных и 8 открытых проектных задач). Прежде всего, комплект предназначен для использования в рамках дополнительного образования на уроках информатики и технологии. Помимо развития навыков и знаний по ключевым предметам естественно-научного цикла, комплект «Лунная Одиссея» позволяет эффективно развивать у учащихся так называемые soft skills: умения работать в команде, делать презентации, находить компромиссные решения, вести проектную и аналитическую деятельность, творчески и системно мыслить.

 

Антон Руденко, ведущий специалист, директор по развитию компании «КОДВАРДС», г. Москва, в докладе «Развитие цифровых компетенций в начальной школе: сейчас или никогда» рассказал об опыте разработки и реализации образовательного проекта компании:

‒ Образовательные решения нашей компании развивают, прежде всего, цифровые навыки подрастающего поколения. Они имеют гибридный интерфейс, который позволяет давать знания на стыке нескольких технологических отраслей. Важность получения цифровых навыков и особенно программирования определяется тем, что информационные технологии уже проникли во все сферы нашей жизни. Специалисты компании «Кодвардс» считают, что дети должны получить навыки цифровой грамотности, анализа и синтеза информации, чтобы обладать набором навыков, связанных с использованием современных информационных технологий, в том числе онлайн-этикет и навыки онлайн безопасности.

Практическим воплощением идей «Кодвардс» стала одноимённая веб-платформа, нацеленная на практическое освоение навыков программирования у детей младшего школьного возраста. Платформа доступна на любом ПК под управлением Windows или MacOS И знакомит детей с миром программирование в увлекательной игровой форме.

Кроме того, компания разработало набор занятий, позволяющий использовать робототехнические наборы LEGO Education WeDo 2.0 вместе с программным обеспечение «Кодвардс», дав возможность юным программистам программировать не только виртуальные и вполне реальные объекты.

 

  По окончании пленарного заседания гости из Москвы ответили на вопросы блиц-интервью

Интервью с Антоном Руденко, ведущим специалистом, директором по развитию компании «Кодвардс»,  г. Москва:

— Развитие цифровой грамотности детей с раннего возраста – это безусловное требование современности. Но большинство педагогов не обладают для этого достаточным уровнем компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий. Как сформировать соответствующие компетенции у педагогов, чтобы они могли быть со своими учениками, детьми цифровой эпохи, на одной волне?

Для того, чтобы получить результат, надо подойти системно. Например, наш проект реализуется через набор курсов повышения квалификации, которые мы разрабатываем совместно с педагогами, с которыми мы работаем. У нас есть представление, как выстраивать концепции, которые дети должны осваивать, но вместе с тем, мы в команду привлекаем специалистов высокого класса из области педагогики – это детские психологи, методисты, специалисты в области игровой практики. Совместно с ними мы разрабатываем как методику для детей, так и для учителей. Вопрос в том, что современные дети - цифровые, а учителя – «не очень», можно прокомментировать следующим образом. Развитие современных профессиональных компетенций педагогов – это вопрос внутренней готовности. Освоение нового – всегда выход из зоны комфорта. Для детей цифровая среда – это не новое, они в этом живут. Педагогу надо честно ответить самому себе на вопрос: готов ли я это понять, нужно ли мне это, и тогда уже возникнет другой вопрос: как это сделать? У нас есть решение – как. Конечно же, нам приходится работать с глубокими смыслами, объяснять людям, что цифровые навыки - это не просто что-то абстрактное: у вас есть телефон, он звонит, и в этот момент в нем происходит целая жизнь… Но это понимание не всегда лежит на поверхности, и когда ты его раскрываешь, у людей что-то включается внутри, и они разрозненные вещи соединяют воедино и делают в контексте этой картины мира план из целей и задач.

— Какие идеи, какой опыт, представленный докладчиками, привлёк Ваше внимание?

Сегодня на конференции я отметил такую атмосферу, какую пока нигде не видел, а именно плотность коммуникации между образовательной системой и профессиональным сообществом регионального рынка труда. То, насколько открыто и свободно собравшиеся здесь люди, профессионалы, обсуждают интерфейс взаимодействия, меня очень восхитило, я, правда, такого пока нигде не видел. Рынок труда открыто говорит, что «нам нужно вот это», образование говорит, «а нам нужно вот это», и они совместными усилиями осмысливают конструкцию, как этого результата достичь. И очень здорово для нас, для «Кодвардс» как для образовательного проекта, который пришел со стороны бизнеса, видеть, что здесь уже есть необходимый набор мыслей в головах у людей, которые принимают решения с готовностью это делать. Каждое выступление в своем роде попало в точку, все говорят, какие навыки развивать, какие образовательные траектории выстраивать, и каждый, так или иначе, прав. И ясно, что рано или поздно наступит момент, когда будут приходить сами компании с готовыми решениями не только методологическими или методическими, но и технологическими, на базе которых необходимые для выпускников школ компетенции можно тренировать, развивать и использовать для входа на следующий этап.

 

 

Профессиональное общение и обмен опытом продолжилось в рамках нескольких секций, включающих мастер-классы:

  • Сетевое взаимодействие: подходы к организации в условиях инженерного образования (мастер-класс «Организация выездной каникулярной технологической школы»)
  • Развитие инженерного   образования  в условиях реализации ФГОС СОО (мастер-класс «Современные педагогические   технологии при организации деятельности школьного технопарка»)
  • Инновационные технологии в физико-математическом образовании (мастер-классы «Постановка и проведение эксперимента на уроках физики с использованием  образовательных робототехнических конструкторов» и «Математическое моделирование и формы конструктивной деятельности с использованием мобильных приложений и платформы LigroGame»
  • Проектно-исследовательская деятельность и научно-техническое творчество детей в развитии инженерного мышления (мастер-классы «Межпредметная интеграция и проектная деятельность: средства и ресурсы» и «Конструирование учебных моделей как инструмент реализации стратегии инженерного образования»);
  • Основы конструирования и робототехники как образовательная технология в начальной школе (мастер-классы «Научная игрушка - своими руками» и «Образовательная система EduQuest как средство развития технических навыков и инженерного мышления дошкольников»).

 

В завершение дня педагоги – участники конференции также поделились своими мнениями о состоявшихся профессиональных встречах:

- Какие выступления, идеи привлекли Ваше внимание?

  • Образовательная система EduQuest как средство развития инженерного мышления дошкольников.
  • Интересен опыт работы Первоуральского металлургического колледжа. Понравилась идея и воплощение «школы талантов» при УрФУ и выступление о преемственности директора МАОУ СОШ № 5 г. Карпинска. Заинтересовала презентация «Лунной Одиссеи».
  • Привлекли внимание вопросы организации взаимодействия школы и ВУЗа, колледжа и школы.

 

- Что удалось в работе секции, на Ваш взгляд, и что было полезно для её участников?

  • Позитивное, познавательное, а главное практическое общение. Хороший научный спор.
  • Познакомились с реальным опытом организации сетевого взаимодействия в организации ранней профориентации в условиях инженерного образования.

 

- На какие вопросы Вы рассчитывали получить ответ сегодня в ходе конференции и не получили?

  • «От школы к производству» - девиз «инженерной школы». Из выступления ясно, что связь школы и производства осуществляется в виде профориентационной деятельности старшеклассников. Олимпиады, конкурсы по решению задач практически не отличаются от «традиционного» образования. Каким образом осуществить сотрудничество старшеклассников с производственниками?

 

  Поиск ответов на волнующие практические вопросы участники конференции продолжили 16 марта, во второй день конференции, программу которого открыла презентация проектов обучающихся образовательных организаций общего образования, победителей российских и региональных соревнований, чемпионатов, олимпиад в области и научно-технического творчества, в том числе робототехники.

Разнообразный опыт работы был представлен в рамках мастер-классов и интерактивных практик для педагогов дошкольного и начального общего образования: мастер-класс «Планета STEAM». Раннее развитие STEM-компетенций в детском саду», который провела Майя Склярова,  сертифицированный тренер LEGO Education Academy, директор сети центров детского развития «Академия гномов», г. Москва, а также мастер-классы на темы «Основы программирования, как базовая пропедевтика нженерного образования»; «Мобильные образовательные приложения  как  средство   формирования у дошкольников  начальных  представлений о программировании»; «Развитие  творческого воображения дошкольников в процессе конструирования»; «STEAM-образование   в  патриотическом воспитании детей»; «Легомоделирование как средство развития исследовательской деятельности детей», «Применение ЛЕГО-технологий в работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе»; «Конструкторы нового поколения в развитии конструктивной деятельности детей дошкольного возраста»; «Школа инженерного мышления: умыне игры «SMART BOARD»; «LEGO-математика  в детском саду»; «Фиксилаборатория в развитии естественнонаучных  представлений дошкольников»; «Основы программирования, как базовая пропедевтика инженерного образования» и другие.

У педагогов основного и среднего общего образования также был широкий выбор мастер-классов по различным направлениям и предметным областям: «Роботология. Первые шаги в схемотехнике»; «Компетенции XXI века как основа жизненного и профессиональногоуспеха»; «Куборо как инструмент формирования инженерного мышления у обучающихся начальной школы»; «Легкий старт в 3D-моделировании»; «STEM-технологии в инженерном образовании. Организация деятельности школьных инженерных команд»; «Реализация интегративного подхода в процессе моделирования дивергентной среды, обеспечивающей формирование и развитие инженерного мышления средствами английского языка»; «Технофестиваль как форма развития инженерно-технического мышления школьников»; «Постановка и проведение эксперимента на уроках физики с использованием образовательных робототехнических конструкторов»; «Использование станков с ЧПУ в проектной деятельности школьников».

Особый интерес педагогов вызвал опыт гостей конференции: ворк-шоп по УМК «Лунная Одиссея», ведущий: Максим  Васильев, президент МАСОР, сертифицированный  тренер LEGO Education Academy, главный разработчик «Лунной Одиссеи»; ворк-шоп «Практика изучения нейробиотехнологий в основной школе: робототехника на уроках биологии», который провел Валерий Кудрявцев, ведущий методист компании Bitronics LAB, Россия; ворк-шоп «Практика развития системного мышления в начальной школе: роботы, программирование, навыки XXI века», ведущие: Антон Руденко, директор по развитию компании «Кодвардс», г. Москва.

 Насыщенная работа V Международной научно-практической конференции «Инженерное образование: от школы к производству», - встречи с ведущими экспертами в области инженерного образования, представителями производственных предприятий, работа дискуссионных площадок, практикумов проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся и мастер-классов, несомненно, будет способствовать дальнейшему взаимодействию школы и производства, взаимопониманию и сотрудничеству педагогического сообщества и представителей бизнеса и промышленности в развитии инженерного образования в современной школе.

 

Станислава Разумовская

Максим Симонов

Фото: Андрей Сосновских

 

 



Файлы


LEGO Лунная Одиссея 12КОДВАРДС. Развитие цифровых навыков у детей 16Майкова П.Е. Ресурсы среднего профессионального образования в подготовке специалистов, востребованных современным производством 4В.Ю. Орлов. Будущее белой металлургии 4Кристофер Карвер. LEGOeducation, MAKER 15Парамонов А.П. Опыт профориентационной работы и взаимодействия по подготовке инженерных кадров 13Караман Е.В. Основные подходы к подготовке будущих инженеров УГМК 11Сметанин И.И. Школа для жизни – путь в будущее 9Терлыга Н.В. Современные подходы к организации взаимодействия школы и вуза по профессиональной ориентации обучающихся 13г. Ирбит. Бизикуб как инструмент формирования инженерного мышления дошкольников 13Новгородова Алёна, Быкова Ксения. Современная технология создания аппликации 8Сарыков Павел, Шебалов Иван. Усовершенствование метода контроля за процессом наложения ленты из иглопробивного полотна 16О.В. Гредина. V Международная НПК 17Создание платформы Стюарта на базе Arduino 7Склярова Майа. Мастер-класс. Планета STEAM 10

Время выполнения php скрипта: 0.0331 секунд
Навигатор по информационным ресурсам Института развития образования